«Первая позиция. Русский балет» – без балерин не может высший свет

ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге совместно с бюро Planet9 открыли выставку «Первая позиция. Русский балет». Специально для DEL’ARTE Magazine Вероника Гамбарова рассказывает об основных экспонатах и экспозиционных принципах проекта.

«Удиви меня!» и «Глаза в глаза» — фразы великого импресарио Сергея Дягилева, определяющие его принципы работы над «Русскими сезонами»: чем больше личного вложено в работу, тем больше у неё успеха у публики. Эти правила взяли за основу и организаторы выставки в «Манеже», представив полномасштабное погружение в атмосферу театра. Экспозиция поделена на тематические разделы, среди которых: «Царская ложа», «Советский балет», «Костюмерный цех», «Анатомия балета», «Лаборатория Лебединого озера». Можно детально изучить личные вещи Петра Чайковского, Матильды Кшесинской, Александра Бенуа. Выставка показывает эволюцию балета через призму истории страны.

Тапочки П.И. Чайковского

Выставка начинается с занавеса и вида на зрительный зал. Посетителям сразу выдают аудиогид, в котором подобрано специальное музыкальное сопровождение и порой звучат небольшие теоретические вставки. На первом этаже представлены экспонаты, отсылающие к истории балета, на втором ведётся рассказ про балетные будни и работу с костюмами.

Разные периоды истории сравнивают с элементами танца. Например, период правления Николая I отражает grand battement jeté, когда вытянутая нога взмывает вверх из пятой позиции и возвращается обратно в чётком ритме марша, и в то же время здесь есть место pas de bourrée ballotté небольшим шажкам, оканчивающимся открытием ноги вперед или назад.

В мир советского балета зрителей погружают с помощью чёрно-белого телевизора, который показывает балет «Лебединое озеро». Ещё атмосферу того времени передаёт театральная касса с табличкой «Билетов нет».

Историческая часть выставки завершается портретами современных артистов балета.

Попадая в «Костюмерный цех», зритель узнаёт, что не только модные тенденции, но и смена власти влекли за собой изменения в танце и в балетном костюме. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений. Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальони 12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды».

Императрица Елизавета Петровна любила маскарады, что ускорило развитие российского производства текстиля. Использовались местные ткани высокого качества. Они были плотными и тяжёлыми, что влияло на технику танца. Тяжёлый костюм не позволял танцовщицам делать быстрые и широкие движения.  Жан-Жорж Новерр разработал новый алгоритм создания образа в балете – костюм становится легче за счёт отказа от масок.

Позже благодаря Мари–Анн Камарго и её прыжковой технике танцевальное платье укорачивается на 12-15 сантиметров от пола, а женские туфли теряют каблук. Настоящим реформатором балетного костюма можно назвать Шарля Луи Дидло. Он избавился от корсета и излишнего декора.

 

Костюм Жар-птицы с головным убором из балета «Жар-птица»

При Александре III у императорских театров появляется возможность создать ансамбль костюма с единым стилистическим решением.

«Русские сезоны» привносят в Европу моду на экзотику. Для труппы Дягилева начинают работать французские кутюрье — Шанель и дом Пакен. Из-за изменения техники танца, обнажаются руки и живот танцовщиков.

П. Карден балет «Анна Каренина». Костюм Анны для М.М. Плисецкой 1972 г.

В советской России костюм базируется на народной одежде. Используют крепдешин, флагтух, хлопчатобумажный тюль.

Мужские партии в классических балетах исполняют в трико и колете. В наши дни костюмеры не ограничиваются определённым фасоном, но в классических балетах используют традиционные костюмы.

Тюник, блинчик, шопенка, газовое облачко – это не все названия балетной пачки. Сейчас она не только элемент сценического костюма. Кэрри Брэдшоу, героиня сериала «Секс в большом городе», ещё в 1998 году продемонстрировала, что в пачке можно блистать не только на сцене, но и в жизни.

На выставке есть возможность подробно рассмотреть платье из коллекции «История лебедя» Татьяны Парфёновой. Коллекция была вдохновлена грациозными движениями балерин и величественными птицами. Ещё одно творение, вдохновлённое балетом, это платье Алёны Ахмадуллиной в коллаборации с английской компанией de Gournay, созданное для выставки «Божественная Майя», посвящённой Майе Плисецкой. Работа над изделием длилась около четырёх месяцев. Все элементы платья были расписаны вручную.

В специальной комнате, посвящённой художнику Альфреду Эберлингу, можно увидеть интимные элементы гардероба: чулки, корсет со шнуровкой, комбинацию, лиф, нижнюю юбку. Эберлинг написал картину «Храм Терпсихоры», на которой он изобразил Анну Павлову, Тамару Карсавину, Матильду Кшесинскую. Некоторые балерины соглашались позировать для него обнажёнными. Говорили, что он не брал с них денег и обходился только распиской. 

В разделах «Школа» и «Анатомия балета» рассказывают и показывают, кто был первым русским танцовщиком, приглашённым выступать за границей (Тимофей Бубликов); какие именно мышцы работают у танцоров в прыжке; сколько хореографических училищ было в СССР; что такое фуэте и как правильно его делать.

Последний зал полностью посвящён балету «Лебединое озеро». Здесь рассказывается о разных постановках. Можно рассмотреть афишу, изучить пуанты и посмотреть отрывки балета. В «Лебедином озере» балерины танцуют в коротких пачках. Вид юбки зависит от роста танцовщицы, длины её ног и их формы.

В конце выставки в наушниках звучат аплодисменты, и заканчивается всё вновь  зрительным залом и занавесом.

Выставка «Первая позиция. Русский балет» будет открыта в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге до 21 мая.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты