Галерея современного искусства Anna Nova представляет проект Анны Андржиевской «Сюрприз Контейнер». По легенде автора в 2022 году парагеологами в тектоническом разломе Уральских гор была найдена капсула. Художница приглашает зрителей войти в постапокалиптическую сказку, где пространство выставочного зала — это лаборатория, в которой исследуются неопознанные объекты из капсулы. Находки указывают на существование неведомой цивилизации и параллельной реальности, в которой произошла катастрофа; восстановить последовательность событий зрителям предлагается самостоятельно. Подробнее об ассоциативных перекличках и игре с публикой — в тексте Ольги Капрановой.
Распаковка проекта «Сюрприз Контейнер» начинается со встречи с сервантом. Первый элемент целостного мультидисциплинарного рассказа — переосмысленный сервант — кукольный дом с широко распахнутыми глазами. Художница выстраивает модель фантазийной вселенной из материй и образов повседневной (и одновременно галлюцинаторной) действительности.
Под взглядом серванта © Фото: Ольга Капранова
Кукольный дом избыточен и лаконичен одновременно. Его населяют образы, блуждающие и перепрыгивающие из одной работы Анны Андржиевской в другую. Улыбчивый пупс, рождающийся из сумки в центральной части композиции, выглядывающий из ящика смайлик, глаза и полимерный фонтан не раз попадутся тем, кто начнёт распутывать клубок постапокалиптической легенды художницы. Дом-сервант в полотне всей выставки срабатывает как двойной знак: он каждым сантиметром своих лакированных поверхностей отсылает к советскому и постсоветскому квартирному быту, но вместе с этим полностью утрачивает связь с изначальным контекстом. Реди-мейд-объект в выставочном пространстве претендует на то, чтобы стать параллельномирной сущностью. В нём соседствуют точечные, но концентрированные образы глаз, цепей, перьев и снова глаз, что становится сюрреалистичной увертюрой к дальнейшей распаковке проекта «Сюрприз Контейнер».
Фрагмент выставки «Сюрприз Контейнер» © Фото: Ольга Капранова
Несмотря на то что Анна Андржиевская в описании выставки ограничивается игривой байкой о расколе Уральских гор, в целостной композиции проекта отчётливо слышны каноничные интонации феминистского дискурса, и первое тому подтверждение — тихая победа над «пушкой». Художница использует образ Царь-пушки из Перми, своего родного города, и отменяет её символическое значение. Прикрытое кружевом дуло больше не способно стрелять, а пушечные ядра в этой гипновселенной оборачиваются кислыми лимонами. Находясь в центре зала, как фаллос находится в центре патриархальной идеологии, пушка являет собой прямую метафору посюсторонней действительности. Но в параллельном мире Андржиевской фаллопушки покоятся под кружевными салфетками, как старые телевизоры.
Лимоны-ядра © Фото: Ольга Капранова
Одной из наиболее ярких иллюстраций к миру-фантазму художницы является её живописное полотно. Работы не маркированы индивидуальными названиями, так как каждый следующий экспонат продолжает заданную в самом начале игру в распаковку. Визуальное наполнение кислотного мира, где из земли бьёт нефтяной фонтан, приглашает зрителя на встречу с его собственным бессознательным. Мы оказываемся свидетелями казни абстрактного героя-фаллоса. Композиция полотна перекликается с многоуровневой организацией пространства в работах Иеронима Босха, что неслучайно: в качестве скелета и нарастающей на него плоти Андржиевская выбирает вехи в истории искусства. В случае с проектом «Сюрприз Контейнер» — от Иеронима Босха до Эжена Делакруа.
Живопись Анны Андржиевской в пространстве галереи Anna Nova © Фото: Ольга Капранова
События картины замирают за мгновение до того, как фаллос будет казнён, невеста освободится от смирительного белого платья, а причудливые кони в яблоках отправятся в новое путешествие. Абсурдистская образность художницы балансирует на грани между тотальной свободной условностью и узнаванием, которое в своей метафорике ясно до буквальности. Именно этот эквилибр между противоположностями удерживает азарт зрительской игры по дешифровке знаковых систем флуоресцентного мира.
Фото- и видеоработы Анны Андржиевской в пространстве галереи Anna Nova © Фото: Ольга Капранова
Фото- и видеоработы Анны Андржиевской в пространстве галереи Anna Nova © Фото: Ольга Капранова
Движение по лаборатории с неопознанными арт-объектами приводит гостей в чёрный куб. Финал экспозиции — это полиэкранная видеоинсталляция макабрического танца полуженщин-полукукол. Анна Андржиевская создала серию антропоморфных костюмированных существ, не похожих ни на что, но точно так же похожих на всё сразу. Каждый из множества танцев внутри видеоинсталляции исполнен самой художницей. Женская телесность скрыта под масками, тканями, переменой обезличенных образов.
Фрагмент выставки «Сюрприз Контейнер» © Фото: Ольга Капранова
Каждый из посетителей может поддаться всплескам ассоциативных волн, если готов хотя бы ненадолго переместиться из капсулы рационального восприятия на иррациональный карнавал проекта «Сюрприз Контейнер».
Выставка продлится до 15 мая 2024 года.
Инфопартнёры проекта: DEL’ARTE, ART FLASH
Партнёры проекта: TURCAN, Британские Пекарни