Илья Крончев-Иванов представил в галерее современного искусства Anna Nova экспериментально-исследовательскую выставку «не смотри на меня так куратор». Выпускник магистерской программы «Кураторские исследования» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ в своём итоговом проекте рефлексирует о возможностях диалога между художниками и кураторами, а также задаётся главным вопросом: что такое кураторство? Специально для DEL’ARTE Magazine за отношениями кураторов и художников подсматривала Ольга Капранова.
Для современного зрителя не ново, что всё не то, чем кажется. Тем не менее будничное ухо будто хранит в себе привычные отголоски определений ключевых понятий искусства. Выставка — чтобы выставлять, разве могут быть сомнения? Куратор Илья Крончев-Иванов решает провести переоценку строгих энциклопедических понятий — и неважно, «куратор» это или «лужайка».
Вариант афиши
Пространством кураторского эксперимента стала галерея современного искусства Anna Nova. При поддержке конкурса Nova Art магистерский проект воплотился в трёхчастную игру между художниками, кураторами и зрителями. Илья Крончев-Иванов превратил галерею в единую садово-парковую метафору. Первая часть — «Теплица» — помещённая в выставочный зал садовая конструкция. Куратор находит сущностное родство феномена кураторства (от лат. curare — «заботиться») и утилитарной постройки для выращивания. Так происходит первое прикосновение исследователя к пересборке понятия кураторства. Внутри галерейной «Теплицы» хранятся комнатные растения художников, которые участники проекта отдали под покровительство Крончева-Иванова. Художник — цветок, куратор — садовник.
Макет «Теплицы»
Реализация «Теплицы»
Осмысляя кураторство через визуальную метафорику, Илья Крончев-Иванов тем не менее отстраняется от визуального высказывания. По словам искусствоведа, «“искусство как эстетика” стало неактуальным, а “искусство как этика”, чем, мне кажется, и остаётся заниматься кураторам и художникам в России, перестало быть возможным. Чтобы хоть как-то оставаться честным перед самим собой, я решил обратиться к феномену кураторства, которое, как однажды сказал куратор Дитер Рулстрате, и есть этика. В итоге получилась выставка, на которой практически нет визуальных художественных высказываний, но есть кураторы, сами художники и наши мысли, отношения между нами и рабочие процессы».
Безусловно, исследуя пространство галереи, зритель будет разглядывать и цветы в горшках, и искусственную траву второй части выставки — «Лужайки». Но высказывание куратора и художников выносится за рамки обозревания. Важно не смотреть, а вслушиваться и вчувствоваться в межличностное и межпрофессиональное поле. Из выставочного пространства галерея становится лабораторией становится лабораторией отношений и процессов.
Цветы художников — участников проекта
Цветы художников — участников проекта
Проводя медиацию в рамках открытия «не смотри на меня так куратор», автор проекта устроил для гостей «ход» по залам галереи. «Теплицу» сменила «Лужайка» — часть проекта, посвящённая диалогу исследователя с коллегами-кураторами. Напоминая ТВ-сад основоположника видео-арта Нам Джун Пайка, на искусственной траве среди шезлонгов выросли мониторы с говорящими головами кураторов. В зум-беседе, подобной тем, что были во времена COVID-19, Илья Крончев-Иванов предложил собеседникам высказаться о роли куратора, кураторских ценностях, возможных моделях отношений с художниками. Наиболее дискуссионным стал вопрос о наличии фундаментального конфликта между куратором и художником. Гость выставки может прогуляться от экрана к экрану, расположиться в шезлонге под лучами электрического света и убедиться в контрастах кураторских оптик. Если одни настаивают на необходимости и неизбежности конфликта, то другие (вторя органическим метафорам Крончева-Иванова) говорят о синтезе и симбиозе. Так, например, по мнению Олеси Туркиной, «куратор — и паразит, и сапрофит по отношению к художнику».
ТВ-сад, Нам Джун Пайк // «Лужайка»
Фрагмент проекта «не смотри на меня так куратор». На экране — Олеся Туркина
Среди собеседников исследователя — Глеб Ершов, Екатерина Андреева, Олеся Туркина, Андрей Хлобыстин, Александр Дашевский, Анастасия Котылева, Анна Заведий, Андрей Паршиков. Художники, которые приняли участие в проекте: Александра Гарт, Грета Димарис, Борис Чайка, Настя Литецких, Лера Лернер, Галя Фадеева, Анастасия Бырдина, Катя Зайцева, Кирилл Или , Анатолий Павлов, Эрик Железка, Анастасия Государенкова и другие.
Чтобы полностью прослушать экранные речи каждого из кураторов, гостю выставки потребуется не менее получаса на «Лужайке». Нет никакого запрета на последовательное восприятие, но проект (пусть и сопровождаемый энциклопедическими определениями на стенах) предлагает зрителю уйти от замкнутости и строгости в пространство свободного поиска значений. Вновь следуя за видео-артом с его фрагментарностью, осколочностью, открытостью к частичному и всегда новому видению, «Лужайка» в первую очередь выращивает на себе голоса и мысли кураторов и лишь за этим предлагает своему гостю войти в игру условностей. Куда более интересно «порхать от цветка к цветку» — от экрана к экрану — в превращённой в сад галерее. Так феномен кураторства помещается в процесс постоянной сборки и обновления. Пространство галереи порастает идеями кураторства — спорящими и соглашающимися, двойственными, ищущими и трепетно заботливыми.
Илья Крончев-Иванов на открытии выставки «не смотри на меня так куратор» // Лужайка
Третья часть проекта — «Беседка» — открытый финал экспозиции. Наиболее освобождённая от визуального, «Беседка» становится лакуной, открытой для участников лаборатории. В воздухе и пустоте аскетичной беседки (взгляду не дано ничего, кроме деревянного каркаса и искусственного плюща) утверждается кураторский замысел — открыть пространство для живой коммуникации с художниками, перенести внимание с объектов искусства на процессы искусства, рождаемые диалогом.
Макет «Беседки»
Гости экспозиции могут посетить открытые студии и лаборатории, ридинг-группы и тренинги, разворачивающиеся в галерее в период выставки. Как поделился Илья Крончев-Иванов, в первый день работы лаборатории родилось новое слово — «собеседковаться». Проверить морозоустойчивость семян проектов художников и стать частью «собеседкования» можно в галерее Anna Nova с 8 по 28 сентября.