Прогулка с VR-художницей по виртуальной выставке Xenospace в Epoch Gallery

Автор: Анна Матиец.

Вместе с VR-художницей и искусствоведом Анной Матиец приглашаем прогуляться по лабиринту выставки Xenospace в Epoch Gallery, цифровой институции, которая не имеет воплощения в аналоговом мире. Специально для DEL’ARTE Magazine Анна составила карту-путеводитель, чтобы не потеряться и не напугаться в мрачных залах, а также обратить внимание на важные работы. 

ИИ встречает «с порога» — вступительный текст к выставке создан нейросетью ChatGPT, и, если не обратить внимание на авторство, можно легко остаться в заблуждении, что экспликация написана человеком. В целом, путать и немного пугать на выставке Xenospace будут нередко: что ещё ожидать от чуждого, незнакомого пространства? На это намекает и название выставки: ξεῖνος/xeînos с греческого – «иностранец», «чужак»; соответственно, xenospace – «чужое пространство». 

В клаустрофобных залах с регулярной планировкой горит холодный свет, в них нет указателей и какого-либо выхода во внешний мир. Сразу же хочется вспомнить космический корабль из «Чужого», где главного антагониста называли ксеноморфом.

По выставке нет путеводителя, но мы составили свою карту:

Карта навигации выставки, 2023. Инфографика: Анна Матиец

Первый, стартовый зал напоминает серверную комнату: его стены мерцают огнями-индикаторами, а пол выложен чёрно-белым геометрическим узором – один в один как в тёмном вигваме из «Твин Пикс».

Первое, что видит посетитель – это пёстрое видео Event Modelling – #dump” (2023) Цзян Ву и Марка Рамоса. Яркие краски при ближайшем рассмотрении оборачиваются ошмётками виртуального мусора, аналогом коктейльных трубочек и крышек от бутылок, а само видео оказывается документацией одноимённого проекта. #dump – это созданная художниками и ИИ свалка-симуляция, которая генерируется в режиме реального времени. Специальный бот отслеживает в популярной социальной сети с птичкой посты о 3D-моделях, сделанных с помощью ИИ; при обнаружении почти в ту же секунду эти модели загружаются на свалку, отчего ландшафт проекта постоянно меняется, а количество мусора закономерно растёт.

Цзян Ву, Марк Рамос. “Event Modelling – #dump“, 2023

В том же зале можно встретить сгенерированные ИИ скульптуры AI Fossils (Data Center)” (2023) – аморфные и цветастые, как расплавленный пластик, с неоновыми хэштегами вроде #political, #media, #network. Работы фиксируют взрыв восторженного интереса к нейросетям: люди играются с ИИ, экспериментируют, теряют интерес к своим творениям – не слишком ли похоже на сверхпотребление в аналоговом мире?

Но вот работы в первом зале осмотрены, и есть три варианта куда из него пойти: направо, налево, назад. Проходы почти одинаковые, за ними – темнота. Чтобы зритель ни выбрал, он попадёт в пространство такое же закрытое и геометричное, где в тех же местах будут дверные проёмы в иные залы, а за ними – снова бесконечные анфилады комнат. Один зал похож на малоазийский храм, ешё один – на развалину заброшки, третий – на грот… Образ серверной комнаты первого зала искажается под действием нейросетей, ведь именно с их помощью созданы все последующие выставочные комнаты. Навигация между помещениями коварная, и вряд ли её можно подчинить принципам аналоговой архитектуры.

Итак, если в стартовом зале повернуть направо, то можно попасть в пространство, стены которого словно отделаны сине-золотой мозаикой: там расположен проект “Dwellers Between the Waters” (2023) междисциплинарного тандема Crosslucid (Сильвана Зибура и Томас Тот). Здесь парят над полом скульптуры, похожие на глубоководные создания, бледные, со множеством отростков и выпуклостей; между ними вплетены медлительные и тревожные видео, сгенерированные с помощью ИИ: в них угадываются образы земного шара, пожаров, сжавшихся человеческих фигур. «Ритуалы» – вот авторское определение всех частей проекта. Эти части должны соединить аналоговое и виртуальное пространство, травмы и их исцеление, историю, поэзию, искусство, коллективную память и алгоритм, землю и воду, людей и неантропоморфные формы жизни. Вместе с машинным интеллектом художники стараются найти возможные решения для коллективных травм современности: шестого глобального вымирания видов, инфляции, войн, климатических изменений. Попытка призвать нейросеть на помощь человечеству в борьбе с катаклизмами – уж очень азимовская тема, главное – не забывать о трёх правилах робототехники.

Дуэт Crosslucid. “Dwellers Between the Waters“, 2023

Есть и работы, в которых искусственному интеллекту отведена роль не деятельного спасителя, а скорее сочувствующего лица, сопереживающего и поддерживающего друга. «Монумент» (2023) Эдди Вонга, выставленный в зале, который напоминает заброшенное здание, – видео, центральном объектом которого является Национальный Монумент Малайзии. Реальный монумент был открыт в 1966 году, он посвящён погибшим во время Чрезвычайной ситуации (1948–1960), военного конфликта между союзниками британского содружества и вооруженным крылом малайской коммунистической партии. Пять стоящих фигур – это победители, две поверженных – проигравшие коммунисты-повстанцы. Для Вонга этот памятник связан с личной трагедией: его дед, воевавший на стороне коммунистов, погиб в колониальном конфликте. На видео памятник постоянно меняется, плавится, подвергается эрозии – так Вонг ставит вопрос о наследии колониализма, расизма и стирания культурной самобытности. Видео сделано с помощью нейросетей и NeRF (англ. Neural Radiance Fields/«нейронное поле яркости» — технология, которая помогает из неполных 2D-изображений создавать полную 3D-сцену). Постоянные перемены в памятнике напоминают, как изменчива коллективная и личная память, а создание трёхмерного образа из плоскости схоже с тем, как потомки стараются восстановить полную картину прошлого.

Эдди Вонг. «Монумент», 2023

Кризисы, поиски решения проблем, сочувствие и, наконец, взгляд, полный надежды. Проект британской художницы и квантового физика Либби Хини “A glorious non-binary computation 1 (Wild Data)” (2023) состоит из двух частей: скульптуры ветвистого дуба и видео с речным ландшафтом, саундтрек к которому создан с помощью нейросети WaveGAN. Когда становится ясно, что старые системы не работают и наносят ущерб, следует выйти за привычные рамки. Художница предлагает отринуть холодную бинарную систему мировосприятия, навязываемую компаниями-гигантами, и постараться посмотреть на информацию и технологии под мягким, эмоциональным, «природным» углом. Учитывая то, что нейросети развиваются и крепнут, как побеги под солнцем и дождём, что ИИ способен вести беседы, утешать и выслушивать, – так ли сильно отличаются машинный интеллект от органических форм жизни? Насколько ещё силён эффект зловещей долины? Может быть его уже совсем нет?

Либби Хини. “A glorious nonbinary compulation 1 (Wild Data)”, 2023

Благодаря отсутствию хотя бы примерного возможного маршрута каждый зритель сам конструирует опыт посещения выставки. Зависимо от того, на какой работе завершить осмотр экспозиции, можно выйти и окрылённым, и глубоко подавленным. Но начинают все одинаково, с потерянности в чужом, холодном пространстве, перед огромной нейро-свалкой, лицом к лицу с кризисами и маняще-пугающим ИИ. А то, как вы освоитесь в чужом, новом и дивном мире, зависит от вас.

Виртуальную выставку можно посмотреть до 12 мая 2023 года в Epoch Gallery.

Автор: Анна Матиец.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты