В Московском музее современного искусства открылась выставка саунд-художника и музыканта, лауреата премии «Инновация» (2021) Сергея Филатова. Он представил ряд звуковых и кинетических произведений, создающих в выставочных залах особые пространства. Евгений Наумов рассказывает о таланте художника сочетать поэтику металла и электроники с музыкой природы.
Выставка произведений Сергея Филатова в ММОМА на Гоголевском бульваре состоит из шести отдельных инсталляций. Внутри каждой из них автор воплотил собственную художественную среду. Кинетические и звуковые скульптуры, погружённые в полутьму и подсвеченные локальными источниками или самостоятельно излучающие свет, создают атмосферу таинственности.
Каждая инсталляция реализуется не только в пространстве, но и во времени. Поэтому для их полноценного восприятия недостаточно одного беглого взгляда, необходимо побыть вместе с ними какое-то время, послушать, понаблюдать за тем, как они влияют на своё окружение. Возможно, какой-нибудь пытливый зритель сможет даже предположить их внутреннее устройство. Впрочем, художник и сам не скрывает механизм работы большинства объектов, но знание это мало влияет на общее ощущение чудесности. Этот выставочный проект очень трудно полноценно описать – в него следует погрузиться.
Сергей Филатов. «Вокруг собственной оси». 2019-2021 © Фото: Евгений Наумов
В самом первом зале художник разместил инсталляцию «Вокруг собственной оси», состоящую из пяти звуковых скульптур. Алюминиевые лепестки цепляются за плектры и производят щелчок заданной частоты, у каждой трещотки — свой. Скорость вращения регулируется таким образом, чтобы случайные звуки складывались в минималистичную мелодию. Скульптуры визуально напоминают пюпитры, на которых обычно размещаются нотные партитуры, но здесь они не требуются, так как каждый инструмент уже включает в себя собственный нотный ряд. Художник как бы обнажает факт, что музыка — это ритмически организованные звуки заданной частоты. Но и частота — это тоже ритм: ритм колебания некоего физического объекта – струны гитары, мембраны барабана, бруска ксилофона, язычка калимбы. Однако самое главное — это воздушная среда, мнимая пустота, наполненная колебаниями под завязку. Монотонные щёлкающие звуки распространяются по залу галереи, создавая целостный объём, в который зритель вторгается как чужеродный элемент, как небольшой камушек в поток реки. Волны звука обтекают его, и только.
Сергей Филатов. «Кинетика луча». 2021 © Фото: Евгений Наумов
Пространство следующего зала также насыщено волнами, но не звуковыми, а электромагнитными — здесь размещается инсталляция «Кинетика луча». Малинового цвета лазерный луч каждой из трёх установок преломляется в многогранных стеклянных формах и создаёт на стенах затенённой комнаты игру линий и пятен. Зритель оказывается внутри постоянно меняющейся беспредметной картины и даже становится частью её, отбрасывая тень. Таким образом он неосознанно вносит неподвижные реалистические изображения в непредсказуемым образом меняющийся затейливый рисунок. Вновь посетитель выставки предстаёт чужеродным элементом, вторгшимся в герметическое пространство. Возможно, он даже почувствует дискомфорт от того, что лучи яркого света будут периодически бить ему в глаза. Но всё же и здесь можно задержаться и понаблюдать несколько минут за танцем красных пятен.
Сергей Филатов. «Поле флуктуации». 2022 © Фото: Евгений Наумов
Завершает экспозицию первого этажа зал с инсталляцией «Поле флуктуации». Его наполняют постаменты с полусферическими чашами, которые время от времени начинают издавать металлический звук, будто бы переговариваясь между собой. По внутренней поверхности каждой из них катается маленький шарик. Подчиняясь воздействию магнитного поля, он начинает хаотическое движение, ритмически ускоряясь и замедляясь, производя звуки разной частоты. Это движение начинается и прекращается случайным образом. Вот «заговорила» группа чаш в дальнем углу, ей отвечает какая-то другая, а третья, наоборот, замолкла. Но за время, которое требовалось зрителю, чтобы найти звучащую чашу, движение шарика успевает сойти на нет. Может сложиться впечатление, что кинетические скульптуры просто не хотят издавать звуки в присутствии постороннего. Тем не менее прогулка в окружении подсвеченных простых форм, в помещении, наполненном приятными шумами, может стать интересным опытом.
Сергей Филатов. «В поисках системы координат». 2022 © Фото: Евгений Наумов
В лестничном пролёте нашлось место для одинокой звуковой скульптуры, подвешенной к потолку. Четыре параллельные металлические трубки, соединённые с обеих концов приплюснутыми цилиндрами, издают потрескивания, напоминающие электрические разряды. Небольшой объект можно было бы не заметить, если бы он сохранял молчание, но он упорно пытается наладить коммуникацию со зрителем, привлечь его внимание. Сергей Филатов уверяет, что звучание скульптуры «В поисках системы координат» подчиняется закону случайных чисел. Можно представить, что она изучает с помощью звука сложное переходное пространство между этажами или выполняет какие-то математические операции по преобразованию трёхмерной системы отсчета в четырёхмерную.
Сергей Филатов. «Соноры» и «Плоды времени». 2021 © Фото: Евгений Наумов
Второй этаж встречает зрителя подобием рощи, в этом зале расположились две группы произведений: «Плоды времени», похожие на склонившиеся на тоненьких стебельках ягоды, и «Соноры», напоминающие фантастические цветы. Последние время от времени издают отчётливый единичный звон, вызванный ударом скрытого бойка по натянутому листу металла. Свисающие с согнутых опор, покрытые подобием опилок сферы «Плодов времени» периодически пробуждаются ото сна, начинают вибрировать и продолжительно звенеть, будто некие бубенцы. У зрителя создаётся впечатление, будто он попал на фантастическую планету, где обитают совершенно чуждые непостижимые организмы, выработавшие собственную сигнальную систему.
Сергей Филатов. «Вся красота, вся мудрость — внутри тебя». 2022 © Фото: Евгений Наумов
В этом зале также время от времени можно услышать звучание объекта со сложным названием «Вся красота, вся мудрость — внутри тебя». Он состоит из двух металлических полусфер, разделённых по экватору тёмным проёмом, и помещён в центре соседнего пространства. Сергей Филатов не сопроводил это произведение ни поэтическим эпиграфом, ни подробным описанием, потому о том, что скрывается в глубине этого глобуса, остается лишь догадываться. Сияющая поверхность его покрыта горизонтальными насечками, где блики складываются в замысловатый орнамент, за плавными метаморфозами которого зритель может наблюдать, медленно обходя вокруг объекта. Последний орнамент будет раскрываться по-иному с каждой новой точки обзора, но продолжит отражать попытки проникнуть в его суть так же, как лучи света. Со временем может начать казаться, что блестящий шар наделён собственной загадочной личностью, сложную внутреннюю жизнь которой можно узнать лишь фрагментарно по каким-то внешним проявлениям.
Сергей Филатов. «Орфей. Песнь китам». Версия 2021 © Фото: Евгений Наумов
В последнем небольшом зале помещена звуковая скульптура «Орфей. Песнь китам». Её непрерывное гудение возникает от вибрации четырёх стальных струн под воздействием магнитов на центральном маховике. Скорость его вращения возрастает и уменьшается, отчего звук меняет тональность. Удивительно, что при таком виртуозном обращении с разнообразной электроникой, художник создаёт произведения, работающие с живым аналоговым звуком. Там, где большинство авторов удовлетворяются записью, Сергей Филатов выстраивает скрытую от глаз зрителя цифровую инфраструктуру, которая приводит в движение механические части скульптур. Кинетическая энергия в чистом виде передаётся молекулам воздуха и через них — человеку, оказавшемуся в пространстве тотальной инсталляции.
В одном из интервью Сергей Филатов говорил: «Хочется, чтобы зритель не опирался на то, как это устроено, не думал про концепции. Всё это ценно, но акцент я делаю на другом — на музыке, которую в большей степени создаёт сама природа. Принцип ритмичности и принцип естественной неравномерности, характерные для природных явлений, я особенно ощущаю как художник и музыкант и выстраиваю на их основе новые пространства».
Произведения Сергея Филатова очень поэтичны, несмотря на то, что создаются в основном из металла и электроники. Художнику удаётся из этих твёрдых и холодных средств создавать объекты, которые кажутся почти что живыми. При этом для их понимания совсем не обязательно включать философский анализ, достаточно непосредственного восприятия.