Ревущие 20-е гремят в Музее Гуггенхайма: чему можно научиться у поколения из прошлого века

В Музее Гуггенхайма в Бильбао открылась масштабная выставка, погружающая зрителей в эстетику 1920-х годов. Изначально проект должен был заработать в октябре прошлого года, чтобы отметить столетие прекрасной эпохи надежд, свободы и инноваций. Но Александра Загребельная считает, что вынужденный перенос сделал эту выставку еще более значимой. Читайте в ее написанном специально для DEL’ARTE Magazine тексте о том, почему в переломный момент борьбы с пандемией самое время взглянуть в прошлое и поучиться у поколения начала прошлого века жизнелюбию, жажде создавать новое и возрождать социальную жизнь.

Разрушенная, подавленная и только начавшая приходить в себя после ужасов Первой мировой войны Европа в 20-е годы стремилась к подъему, креативности, свободе, новым идеям и жажде жизни. Создавать что-то новое вместе, веселиться и наслаждаться каждым мгновением – кредо того времени. Кураторы выставки Los locos años veinte («Сумасшедшие двадцатые годы») в Бильбао отлично передали атмосферу тех лет, предлагая зрителям не ностальгический взгляд в прошлое, а, скорее, переосмысление той эпохи. При этом в музее Гуггенхайма это вторая выставка в 2021 году, погружающая в начало прошлого века (в январе открылась выставка «Бильбао и живопись», представляющая историю города через работы местных художников того времени). Таким образом музей предоставил публике пищу для размышлений, чтобы все смогли самостоятельно составить параллели с настоящим временем, а возможно, и поучиться чему-то у новаторов прошлого века. 

Max Ernst. Untitled, ca.1920 © Max Ernst, VEGAP, Bilbao, 2021

Данный проект положил начало сразу двум интересным коллаборациями: Музея Гуггенхайма с Кунстхаус в Цюрихе (в прошлом году там прошла уменьшенная версия этой выставки), а также со сценографом и режиссером Каликсто Биейто, который работал над выставочным дизайном, передавая энергию того времени с помощью цветов, текстур и необычных выставочных конструкций. Эксперт в драматургии 20-ых годов, он подчеркнул, что видит будущее в сочетании искусства визуального и сценического.

О важности коллабораций и коллективной работе упоминала на открытии выставки и куратор Кунстхаус  Кэтрин Хуг. Она отметила, как в 1920-ые общество объединялось для всеобщего прогресса – это касалось совместных работ дизайнеров, архитекторов, художников, сценографов. На выставке в Музее Гуггенхайма этому моменту уделяется особое внимание.

Ernest Neuschul. Takka-Takka Dances (Takka-Takka tanzt), 1926 © Nachlass Ernest Neuschul

«Сумасшедшие двадцатые годы» раскрывают зрителям огромное наследие того десятилетия в различных областях искусства и культуры, сконцентрированное в самых прогрессивных европейских столицах того времени – Берлине, Париже, Вене и Цюрихе.

Стоит отметить, что несмотря на столетнюю историю, многочисленные работы этого периода до сих пор выглядят актуально и даже современно, поэтому неудивительно, что стиль «ревущих двадцатых» по-прежнему является источником вдохновения для подражателей, а также для нового поколения художников. Кураторы решили подчеркнуть эту связь и преемственность, включив в экспозицию работы современных художников. Видеоинсталляция Open Your Eyes Кадера Аттия противопоставляет портреты искалеченных во время Первой мировой войны солдат и африканские артефакты и дополняет зал, посвященный послевоенным травмам. Фотографии Томаса Руффа, представляющие здания в стиле Баухаус, как нельзя кстати вписываются в зал, посвященный дизайну и архитектуре. Инсталляция Сильвии Флери, переосмысливающая знаменитые мондриановские платья Ива Сен Лорана, представлена в центре зала вместе с иконическими работами Коко Шанель и Мадлен Вионне. Десятилетие, отмеченное провидческими проектами Ле Корбюзье, чувственностью Марлен Дитрих, сексуальной свободой, кабаре, немецким экспрессионистским кинематографом, новым видением фотографии Мохоли-Надя, авангардными идеями, предложенными дада, Новой объективностью и Баухаусом, анализируется через призму современных художественных практик.

I Wonder Where My Baby Is To-Night!, 1926

По решению кураторов Катерин Хуг и Петры Джес работы на выставке размещены не в хронологическом порядке или по жанрам, а сгруппированы в контексте доминирующих социокультурных проблем 1920-х годов. Семь очень разных по тематике, цветовому оформлению и даже энергетике залов представляют ужасы военной травмы, новые образцы для подражания, плюралистические взгляды, сексуальную свободу и желание, новые виды работы и отдыха, революцию в сферах дизайна и моды, а также тело в движении и наше восприятие внешности.

Может показаться, что тема 20-ых годов уже достаточно изучена и представлена в мировых музеях, но этот проект доказывает, что в искусстве того времени еще много неизведанного: помимо типичных клише в дизайне и моде и всем известных авторов, таких как Константин Бранкузи, Фернан Леже или Макс Эрнст, здесь представлено множество архивных фотографий и видео из музеев и частных коллекций, которые редко выставляются на публике.

Grethe Jürgens. Hair Salon Mannequins (Frisierpuppen), 1927 © Sprengel Museum Hannover, Vermächtnis Grethe Jürgens

Для выставки кураторы отобрали более 300 произведений искусства и артефактов: Жозефина Бейкер, Марк Бауэр, Ле Корбюзье с Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан, Отто Дикс, Вальтер Гропиус, Георг Гросс, Василий Кандинский, Элизабет Карлински, Фридрих Кислер, Пол Клеекларти, Пауль Клее,  Фрэнсис Пикабиа, Ман Рэй, Ханс Рихтер – это лишь малая часть имен, представленных в выставочных залах.

«Сумасшедшие двадцатые годы» и вправду «ревут» и «гремят» по всему музею, заражая своей зажигательностью и жаждой жизни, и это не только метафора. Музыкальное сопровождение, искусно подобранное Каликсто Биейто, так и приглашает пуститься в танец. Для этого в одном из залов даже установлен небольшой танцпол. Участие в организации выставки сценографа не только придало ей некую театральность и изящность, но и переосмыслило роль посетителей.

Christian Schad. Maika, 1929 © Christian Schad Stiftung, Aschaffenburg, VEGAP, Bilbao, 2021

С уверенностью можно сказать, что данный проект не оставит равнодушным даже тех, кто достаточно прохладно относится к изобразительному искусству, ведь помимо него здесь представлены и предметы дизайна, одежды, видео и фотография, архитектурные разработки и плакаты. Организаторы особенно заинтересованы в привлечении молодого поколения, надеясь, что новаторские идеи из прошлого вдохновят их на новые свершения в настоящем.

Выставка Los locos años veinte («Сумасшедшие двадцатые годы») продлится до 19 сентября 2021 года. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты