В SISTEMA GALLERY запустили несколько выставочных проектов, объединяющих работы Ростана Тавасиева в некое подобие ретроспективы. Молодой амбициозный автор, который полтора года назад выступил на Первой международной биеннале «Искусство будущего» с концепциями космических скульптур, расширяет поле теоретических поисков, а также раскрывает некоторые истоки своих творческих стратегий.
Серию выставок открывают «Астероиды и кометы» в новом пространстве галереи. Здесь представлены картины и скульптуры Ростана Тавасиева, объединённые идеей превращения малых тел Солнечной системы в произведения космического искусства. Конечно, нужно держать в уме, что «малыми» эти тела называются условно, в сравнении с планетами. Человек же на таком малом теле потенциально может создать целую исследовательскую станцию. О подобных станциях и фантазирует художник, предлагая оформлять их архитектонику в виде огромного глаза со светящейся радужкой. Есть в этом что-то от архитектурных проектов, в которых внешний вид здания как бы иллюстрирует его назначение: детский сад в форме яйца (Москва, ул. Машкова, 1/11) и наблюдательный пункт в виде глаза концептуально очень похожи. Кроме того, огромные холодные космические булыжники таким образом превращаются в милых любопытных персонажей, заворожённо наблюдающих за космическим пространством вокруг.
Ростан Тавасиев. Из серии «Астероиды и кометы», 2023 г. © Фото: Евгений Наумов
Малые космические тела ассоциируются с представлениями о неисчерпаемых богатствах нашей Солнечной системы: всё чаще можно встретить в СМИ сообщения о полуфантастических проектах добычи полезных ископаемых на астероидах, других планетах и их спутниках. Ростан Тавасиев также напоминает зрителю о бесконечном разнообразии Вселенной, в которой найдётся место буквально всему: огромным галактикам, множеству видов звёзд и звёздных скоплений, но и относительно небольшим метеорам, с поверхности которых это многообразие будет изучаться. Но здесь будет уместно вспомнить, что в популярных фильмах, таких как «Армагеддон» и «Не смотрите наверх», астероиды выступали воплощением слепого рока, уничтожающего Землю. Однако, если вместо обычного тысячетонного куска горной породы к планете подлетит тысячетонный персонаж с большими любопытными глазами, будет не так страшно. Возможно, перспектива массовой аннигиляции человечества из категории страхов постепенно переходит в разряд латентных желаний.
Ростан Тавасиев. Из серии «Астероиды и кометы», 2023 г. © Фото: Евгений Наумов
Другие работы на этом этаже предполагают масштабные инсталляции из комет, выстроенных в ряд на одной или нескольких орбитах. Синхронно подлетающие к солнцу ледяные глыбы под воздействием солнечного ветра начинают отбрасывать параболические хвосты, превращая всю Солнечную систему в одну большую кинетическую скульптуру. Кураторы выставки сравнивают это космическое действо с фейерверком. Единственная проблема: полную картину с Земли увидеть будет невозможно.
Ростан Тавасиев. «Тёмные туманности CAPOS(DN)», 2020–2021 гг. © Фото: Евгений Наумов
В следующем зале представлены графические работы, вошедшие в «Каталог произведений искусства в космическом пространстве». Здесь зритель встретит и глазастый астероид, и парад комет, а ещё фигурные планетарные туманности, чёрные дыры, звёздные скопления и целые галактики. Можно только поразиться титаническому, если не сказать божественному, масштабу амбиций художника. Его вера в потенциал человечества предполагает возможность управлять синтезом новых звёзд, формировать туманности из тёмного вещества в силуэты зайчиков, создавать галактики с ушками различных ярких цветов.
Ростан Тавасиев. «Планетарные туманности CAPOS(PN)», 2020–2021 гг. © Фото: Евгений Наумов
Эти и другие эскизы будущих космических скульптур, снабжённые более подробным научным обоснованием, можно посмотреть также на сайте каталога.
Ростан Тавасиев. Проект планетарной туманности CAPOS(PN) 0020 «Фейерверк», 2020–2021 гг. © Фото: Евгений Наумов
Третья часть проекта носит название «Планетарные туманности». Здесь Ростан Тавасиев представил первые идеи космических скульптур, на подготовку и осуществление которых понадобится не менее двадцати тысяч лет. Эти объекты размером с целую планетарную систему планируется создавать из облаков газа и пыли, высвобождающихся во время взрыва сверхновых звёзд. С помощью технологий будущего этим скоплениям раскалённого вещества будут приданы различные формы, постепенно изменяющиеся под воздействием вращательного импульса, инерции и гравитации. Цвета различных частей этих туманностей разработаны с опорой на спектральный анализ различных химических элементов в космосе.
Ростан Тавасиев. Проект планетарной туманности CAPOS(PN) 0013, 2020–2021 гг. © Фото: Евгений Наумов
Картины и рисунки Ростана Тавасиева чем-то напоминают абстрактную живопись. Разноцветные спирали, линии и кольца оказываются похожими на супрематические фигуры Казимира Малевича, тем более что последний мыслил их как космические объекты, искусственные спутники Земли. Но и разница в подходах между авангардистами начала XX века и современным художником очевидна. Первые работали с плоскостью холста, представляя свои простые геометрические формы проекцией многомерных объектов. Наш современник вводит в картины третье измерение, располагая стереометрические композиции в иллюзорном пространстве. Кроме того, проекты Ростана не лишены фигуративности: то там, то тут зритель встречает символические изображения зайцев, по всей видимости, являющихся неким талисманом художника.
Ростан Тавасиев. Эпизод 8. «Музей» из серии «Капля креацина», 2017 г.
Четвёртая экспозиция в SISTEMA GALLERY прямо связана с генезисом образа зайцев в творческой программе Ростана Тавасиева. Её ретроспективный характер отражён в названии «Путь зайца к звёздам», и в экспозиции на этом этаже зритель сможет познакомиться с избранными работами из разных проектов за 20 лет творчества художника. Представленные работы объединяет интерес художника к теме детства, выраженной в использовании игрушек и их образов, в том числе зайцев. Милые, пушистые и ушастые существа летят в пустом пространстве картин или выстраивают лестницу в небо из кубиков.
Ростан Тавасиев. «Гравитация» из серии «Милки Вэй», 2009 г.
Если сравнить космические проекты с более ранними работами, станет очевиден исток той иррациональной теплоты и нежности, которая проливается на зрителя с таких холодных, казалось бы, холстов и изображений безразличного к человеку космоса. Ростан Тавасиев относится к планетарным туманностям, чёрным дырам и галактикам как к игрушкам. Человек будущего в его представлении будет настолько могучим существом, что все фундаментальные проблемы, стоящие перед земной цивилизацией сейчас, будут решены. Оставив родную планету, человечество сделает Вселенную холстом или песочницей, наполненной красивыми и удивительными забавами. Очень заразительный оптимизм. Главное, успеть решить основные задачи до того, как их нивелирует лишённый зрения гигантский астероид.