Рождество в современном искусстве

Сюжет Рождества — один из самых изображаемых в истории мирового искусства. Даже с учетом канонов, византийские мозаики, иконы, декоративно-прикладное искусство отличались разнообразным подходом к этому сюжету. Специально для DEL’ARTE Magazine Анастасия Симохина рассказывает, как современные художники изображали Рождество и какие символы этого сюжета прошли через века.

Анри Матисс и l’art sacré

Анри Матисс. «Сочельник». 1952

Работа «Сочельник» написана в последние годы жизни Матисса, перенесшего сложную операцию. Из-за осложнений художнику приходилось работать сидя, поэтому он вырезал из цветной бумаги различные формы, которые затем клеил на тонированную или белую бумагу. С работы «Сочельник» впоследствии сделано несколько литографий, но первоначально она задумывалась как дизайн витража. Изображение было создано в рамках движения l’art sacré, пытавшегося внедрить в церковь новое искусство с привлечением лучших, но зачастую неверующих художников.

Эскиз для витража, созданный Матиссом, симметричен, но идеальную гармонию двух его частей нарушает ярко-желтая звезда в центре, созданная для того чтобы указывать путь к свету и Христу. Критики называют этот витраж «настоящим зимним праздником цвета, снега и света».

Сальвадор Дали до Biblia Sacra

Сальвадор Дали. Обложка для Vogue. 1946

В 1946 году Сальвадор Дали создал эскиз рождественской обложки журнала Vogue, а несколькими годами позже — дизайн 19 рождественских открыток для крупной барселонской компании. В работах Дали не встретить привычных для рождественского сюжета изображений сцен в яслях или поклонения волхвов, да и по обложке для Vogue сложно сразу понять основную тему. Пустынный пейзаж и очертания женских лиц, проглядывающие в архитектурных деталях, типичны для большинства его работ. Пожалуй, о празднике напоминают лишь две пушистые ели с сияющими звездами в центре.

Наиболее приближенное к сюжету изображение Рождества можно встретить в творчестве Дали конца 70-х годов, в его Biblia Sacra с иллюстрациями в смешанной технике: использовались акварель, тушь, пастель, карандаш. Конечно, эти работы не назовешь традиционными иллюстрациями к Библии вроде всемирно известных работ Гюстава Доре, но мастерство и экспрессия, с которой художник изображает сюжеты, вызывает восхищение.

Энди Уорхол и Warholidays

Энди Уорхол. Рождественская открытка. 1954

Энди Уорхол, в отличие от Сальвадора Дали, не сразу получил заказ на создание рождественских открыток от известных брендов. Серия была создана скорее в коммерческих целях. Получив образование в области графического дизайна, Уорхол переехал в Нью-Йорк, где первое время подрабатывал, рисуя открытки и рекламные плакаты. К этому периоду и относится его серия рождественских открыток, изображающая по большей части парящих ангелочков, орнаменты и ели, состоящие из разных материалов. Биографы Уорхола утверждают, что художник очень любил праздники, и в частности Рождество, которое, строго говоря, представляло собой не что иное как символ поп-культуры. Чуть позже Уорхол начал разрабатывать дизайн рождественских открыток для Harper’s Bazaar и Tiffany & Co. А в декабре 2020 года фонд Энди Уорхола объявил о проведении благотворительного аукциона «Happy Andy Warholidays», на котором можно было купить те самые рождественские работы художника, созданные в 50-х годах.

Tate Britain Christmas Tree

Шираз Хаушиари. «Tate Britain Christmas Tree». 2016

С конца 80-х годов лондонская галерея Тейт проводила проект, в котором просила одного современного художника создать инсталляцию с использованием главного символа праздника — рождественской ели. Одна из первых инсталляций представляла взгляд художника на проблемы экологии — ель была украшена картонными скульптурами и огромным глобусом. В течение следующих десятилетий ель вешали вверх ногами, выбрасывали в мусорку, украшали тарелками, скульптурами, свечами и птицами. Результаты работы воображения современных художников можно увидеть на официальном сайте галереи. В последние годы Тейт отошла от создания рождественских елей и отдала на растерзание современным художникам фасад: в 2018 году его украсили фигуры гигантских слизней, в конце 2019 года фасад был пророчески превращен в образ заброшенного храма, а сейчас галерея украшена неоновыми символами, образами и надписями, созданными в честь индийского праздника для демонстрации победы добра над злом.

Пол Маккарти и секс-игрушки

Пол Маккарти. «Дерево». 2014

Огромная надувная ель появилась в Париже в центре Вандомской площади в 2014 году и сразу же оказалась в центре скандала, ведь многие увидели в схематичном изображении ели очертания секс-игрушки. Ранее Маккарти установил шестиметровую скульптуру Санты, держащего в руках аналогичную по очертаниям елку. Сам художник не отрицал схожести, а даже намекнул в нескольких интервью, что догадки зрителей о схожести арт-объекта с секс-игрушкой правдивы. Учитывая предыдущий творческий путь художника, его эксцентричность и любовь к черному юмору и вульгарности, ожидать от Маккарти более тонкие и изящные намеки о культе потребления и маскарадности Рождества было бы как минимум странно.

«Christmas in July» в Yvon Lambert Gallery

Andrea Da Corte. «Loved Despite Great Faults». 2008

Конечно, такой значимый праздник как Рождество не мог не подвергаться критике со стороны современных художников. Тот же Уорхол, уже воспринимавший Рождество как своеобразный поп-арт, в большом количестве изображал его символы и образы. Художники 2000-х годов склонны скорее критиковать праздник как излишне разрекламированный, шумный и даже вызывающий тревогу. Таков был основной посыл нью-йоркской выставки «Christmas in July» в Yvon Lambert Gallery. Часть галереи была отделена и отдана художнику Джонатану Горовицу как «бесплатный магазин», куда посетителей приглашали приносить вещи, которые они хотят оставить, или забрать то, что им нравится. Работы, показанные на выставке, раскрывали многозначность духа Рождества и были связаны с древнеримским праздником Сатурналий, который также отмечали в декабре. Таким образом художники критиковали культ праздника: религиозные чувства, соединенные со светским восприятием и коммерциализацией Рождества.

Билл Виола в храме

Bill Viola. «Maria». 2016

Примером произведения современного искусства, следующего за канонами древности и даже выставленным в интерьере храма, служит триптих «Мария» художника Билла Виолы. Видеоинсталляция установлена в лондонском соборе св. Павла, в котором ранее уже демонстрировалось произведение художника «Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)». Целиком видеоинсталляция состоит из шести эпизодов жизни Марии и завершается современной интерпретацией скульптуры Микеланджело «Пьета». В первой части видео, посвященной Рождеству, показана чернокожая женщина, кормящая грудью ребенка. На заднем фоне за ее спиной с большой скоростью движутся транспортные средства, облака и солнце, из-за чего создается впечатление, что статично изображенная женщина смотрит на нас с простотой и спокойствием. Она будто находится вне времени и пространства. По задумке художника, видеоинсталляции должны будут «функционировать как эстетические объекты современного искусства и как практические объекты традиционного созерцания и поклонения».

Другие Новости