Рубенс, музыка и пейзажи на выставке Томаса Гейнсборо в Москве

Автор: Борис Богатырев

`

В Москве в ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка, посвященная работам одного из основателей Британской школы живописи 18 века Томаса Гейнсборо. Борис Богатырев, специально для DEL’ARTE Magazine, побывал на пресс-показе выставки и готов рассказать о том, почему Томаса Гейнсборо можно считать одним из самых ярких представителей британской культуры своего времени. 

Томас Гейнсборо. Портрет Томаса Хибберта. 1785 © Private collection, UK, оn loan to Gainsborough’s House, Sudbury, Suffolk

На открытии выставки директор ГМИИ им.А.С. Пушкина Марина Лошак и куратор Анна Познанская поблагодарили генерального спонсора проекта компанию “Роснефть”, и отметили, что  несмотря на сложные международные отношения между Великобританией и Россией, 11 британских музеев согласились сотрудничать над российским выставочным проектом “Томас Гейнсборо”. По словам организаторов, это в очередной раз подчеркнуло, что искусство всегда остается независимым, вне политики. 

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж со старым крестьянином и ослами у сарая, с сошником и церковью вдали, ок. 1755-1757.

На выставке в ГМИИ им.А.С.Пушкина представлено более ста работ из различных творческих периодов художника Томаса Гейнсборо. Экспозиция состоит из четырех разделов. Первый посвящен ранним годам, второй — камерным работам. В третьем разделе, разместившемся в Белом зале музея, выставлены картины, которые относятся к расцвету его карьеры. Также на выставке можно увидеть редкие работы на стекле, которые редко демонстрируются вне Лондона.

Душа музыканта в теле художника

Томас Гейнсборо. Портрет К.Ф.Абеля. ок. 765

Творчество Гейнсборо развивалось в период возрождения британской культуры, коснувшейся как музыки, театра и литературы, так и изобразительного искусства. На протяжении многих лет Гейнсборо общался с крупнейшими представителями национальной культуры Великобритании. Будучи увлеченным музыкантом-любителем, он дружил с выдающимися творцами и исполнителями музыки. Среди них — композитор и гамбист Карл Фридрих Абель, члены семьи Томаса Линли, певица и струнный инструменталист Анна Форд.

Томас Гейнсборо. Луиза, леди Кларкс. 1780-е

Музыка была страстью Гейнсборо на протяжении всей его жизни. Обладая идеальным музыкальным слухом, он, по словам современников, мог исполнить любую мелодию на скрипке, гитаре, клавесине и арфе.

В живописных работах Гейнсборо можно встретить практически все инструменты, распространенные в его времени. 

Несмотря на любовь к миру музыки, в историю Гейнсборо суждено было войти совсем иначе. Основным доходом мастера было написание заказных портретов. В этой сфере Гейнсборо приходилось интенсивно конкурировать с другими художниками. К счастью для него, состоятельные британские заказчики часто обращались к нескольким портретистам одновременно. 

Портрет для работы, пейзаж для души

Ключевой особенностью живописи Великобритании того времени была популярность детского портрета. Гейнсборо подчеркивал невинность и хрупкость детского образа, что разительно отличало его от других художников, привыкших изображать шаблонный румянец на щеках и ангельскую внешность.

Томас Гейнсборо. Портрет.

Что касается портретов взрослых— в камерных работах образы выражены максимально легко и лирично. Детально проработанные предметы одежды контрастируют с фоном картин. Интересно, что художник работал при слабом освещении, позволяющем ему добиться мягкого размытия контуров.

Томас Гейнсборо. Портрет капитана британского флота Джона Уитмора Четвинда (1754-1788), ок. 1785.

Заказчики нередко обращались к Гейнсборо с просьбой редактировать уже готовые работы. Таким образом на уже готовых картинах появлялись дети, менялись у дам прически, платья и тому подобное. 

Томас Гейнсборо. Лесной пейзаж с фигурами, мостом, ослами, горой и зданиями вдали, ок. 1763-1767.

Особое положение в работах Томаса Гейнсборо отведено пейзажу. Если в портретной живописи свобода живописца была ограничена требованиями заказчиков, пейзаж позволял ему полностью раскрыться. На протяжении всей жизни художнику особенно нравились пасторальные сцены.

Здесь творческий путь Гейнсборо проходит от детализированных голландских пейзажей до французского идеалистического рококо.

Томас Гейнсборо. Портрет Питера Дарнелла Милмена, Чарльза Крокатта и Уильяма Кибла на фоне пейзажа. Ок. 1750

Любопытным фактом является то, что Гейнсборо часто выражал свою любовь к пейзажу даже в работах с портретом. Он сначала писал пейзаж, удовлетворяя свою творческую страсть, а уже потом добавлял образы заказчиков.  

Гейнсборо и Рубенс

Томас Гейнсборо. Снятие с Христа с креста

Немалую роль для английского художника сыграло знакомство с творчеством Питера Пауля Рубенса, к которому он относился с большим трепетом. На выставке можно увидеть выполненную Томасом Гейнсборо копию центральной панели знаменитого антверпенского триптиха “Снятие Христа с креста”. Гейнсборо не видел оригинальную работу и воспринимал образ через зарисовки современников. Работа британца выполнена в нарочито эскизной манере. Отчетливо видна незаконченность картины, однако при этом можно различить детально выверенный образ Спасителя, который словно излучает свет. Белая ткань, что находится позади Христа, может напоминать об ангельском крыле. При этом ткань акцентировано покрывает лишь левую сторону, тогда как правая часть выделяется лишь тенью, что подчеркивает человеческую сущность Спасителя. Таким образом Гейнсборо через свой оммаж пытался выразить глубокое почтение Рубенсу. На выставке для наглядности и сравнения представлена и репродукция оригинального полотна Рубенса.

Выставку Гейнсборо в Москве стоит посетить ради того, чтобы прочувствовать эстетику британского мастера. Его работы во многом раскрывают британскую культуру той эпохи, на которую Гейнсборо смог коренным образом повлиять. 

Автор: Борис Богатырев

`

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты