Русская икона как окно в мир невидимого и божественного…

В Музее русского искусства в Миннеаполисе (штат Миннесота, США) открылась выставка «Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского». В экспозиции представлены 60 икон XVII–XIX веков, написанных художниками из Палеха, Мстёры, Холуя центров народного промысла, а также из старообрядческих мастерских Гуслиц и Ветки. Уникальная коллекция привлекла внимание искусствоведов и широкой публики.

Илья Кушнирский, сын Олега Кушнирского

© Фото предоставлено коллекционерами

 

«Наверное, только искусство не знает преград, порой начисто стирая противоречия, усмиряя и примиряя несогласных. Оно приводит к общему знаменателю то, что в повседневной жизни проходит мимо нас, не сразу задевает душу, трогает сердце. Порой надо остановиться, чтобы всмотреться. Задуматься. Открыть прежде всего себя, обновлённого и готового совершать благородные порывы».

 

Такой благородный порыв и открыл у себя Олег Кушнирский — антиквар, коллекционер и фотограф, специализирующийся на съёмке произведений искусства и сотрудничавший с Государственным Эрмитажем. Выросший в большой питерской коммуналке, он жадно изучал историю искусства, знакомился с коллекционерами и много путешествовал, особенно по Русскому Северу.

Во время своих поездок в 1980-х годах Олег Кушнирский начал собирать иконы. Но в 1992 году, когда он вместе с семьёй эмигрировал в Нью-Йорк, ему пришлось оставить коллекцию в России.

Воскресение — Сошествие во ад, спраздниками в 16 клеймах иобразами четырех евангелистов. Первая четверть XIX века. Палех © Фото: Павел Ащеулов для Russian Icon Collection

Троица Новозаветная (Сопрестолие),  избранными праздниками и четырьмя евангелистами. Икона: начало XIX века. Центральная Россия. Оклад: 1814 год. Санкт-Петербург © Фото: Павел Ащеулов для Russian Icon Collection

Уже в эмиграции Кушнирский начал всё сначала. Сумев устроиться на антикварном рынке в районе Челси и войдя в закрытый круг коллекционеров икон, он нашёл свою страсть — позднюю русскую икону, в которой его привлекли стилистика и художественные особенности. Собирать произведения русского религиозного искусства за пределами России кажется делом трудновыполнимым. На самом же деле, когда после 1991 года россиянам открылись двери за границу, в западные страны хлынул поток русского искусства, среди которого были и иконы. Импортируемые произведения были разного качества и уровня: от оригинальных шедевров до их копий и простых подделок. Оседая в антикварных лавках и магазинчиках по всему миру, они продавались за небольшие деньги. В основном западные покупатели воспринимали русскую икону как диковинный сувенир, хотя находились и истинные ценители, которые осознавали значение этих предметов для культуры.

Для Олега Кушнирского, влюблённого в красоту ликов и миниатюрных клейм, поиск икон стал делом всей жизни. С 1993 по 2003 год он собирал свою вторую коллекцию — произведения, написанные в иконописных центрах Владимирской губернии, Палехе, Холуе, Мстёре и в старообрядческих центрах: Гуслицах и Ветке. Её основной темой стала жизнь Христа в праздниках и композиционные иконы послепетровского времени — периода, которым практически не интересовались официальные государственные музеи. Так благодаря Олегу Кушнирскому эти малоизвестные произведения были спасены от забвения.

Воскресение — Сошествие во ад, с образом «Единородный Сыне», историей Страстей Христовых и праздниками в 28 клеймах, изображениями четырех евангелистов. Оклад: 1846 год. Санкт-Петербург. Мастер И. Ф. Чекалин (?). Фрагмент © Фото: Павел Ащеулов для Russian Icon Collection

Его мечтой было сделать коллекцию публичной. Однако прежде чем показывать собрание из 60 икон, необходимо было его исследовать: провести научную атрибуцию, чтобы ни у кого не возникло сомнений в подлинности произведений искусства. Изучением уникальной коллекции занялась Анна Иванникова, специалист по русской иконописи XVII — начала XX века Государственного Эрмитажа. По воспоминаниям искусствоведа, процесс атрибуции коллекции был для неё как праздник, так как она «прикоснулась к исследованию совершенно неизвестного материала». Анна Иванникова атрибутировала все иконы, указав их происхождение из той или иной иконописной школы.

Илья и Олег Кушнирский на открытие выставки © Фото предоставлено коллекционерами

В ходе научной работы возникла идея сделать каталог, выпущенный впоследствии издательством «Эксмо». Большой, красочный, с авторскими нестандартными статьями-предисловиями, он включил в себя фотографии всех предметов коллекции и их подробные аннотации и стал вкладом в изучение русской культуры. Например, в книге представлен редкий памятник — палехская годовая минея, состоящая из 12 отдельных икон, практически не встречающихся в полном собрании.

Презентации каталога с успехом прошли в Музее русской иконы (Москва), Музее христианской иконы (Санкт-Петербург) и городах Золотого кольца: в Великом Новгороде, Сергиевом Посаде, Угличе, Палехе и других. Их организатором стал сын коллекционера Илья Кушнирский — сооснователь компании Fine Art Shippers, lifestyle журнала 300magazine и директор собрания отца.

Каталог © Фото предоставлено коллекционерами

Наконец произведения из коллекции Кушнирского, найденные в разных штатах Америки — Нью-Йорке, Техасе, Миннесоте и других — стали доступны публике на выставке «Шедевры сакрального искусства» в Музее русского искусства (TMORA), открыв американской аудитории удивительный мир русской православной традиции.
На экспозиции представлена русская икона XVII — начала XX века, которая позволяет зрителю, по словам Анны Иванниковой, задуматься о вечном. Работы мастеров из Палеха, Мстёры, Холуя, а также старообрядческих Ветки и Гуслиц представляют историю развития иконописи и демонстрируют трансформацию традиций в периоды коренных изменений. Так, здесь можно увидеть произведения, знаменующие приезд в Россию западных мастеров, под влиянием которых в иконе появилось светское звучание, стёршее грань между религиозным образом и живописью. Также в залах показаны предметы, преимущественно со сценами Сошествия во ад, праздников и страстей Христовых, к которым обращались в повседневности и которые могли одновременно служить разным целям, например быть молитвенным образом и аграрным календарём.

Другой образ, представленный на выставке в многочисленных вариантах, — изображения Богоматери, окружённые миниатюрными клеймами с житийными сценами, которые, словно невидимый историограф, рассказывают биографию святых, библейские сюжеты и описывают праздники, вовлекая зрителя в многообразный и красочный мир истинного православия.

Фрагмент экспозиции © Фото предоставлено коллекционерами

Помимо этого, зрители могут погрузиться в культуру иконописи и узнать о художественных особенностях разных школ. Подробно описана история промысла мастеров из гуслицких деревень и старообрядческих иконописцев, стиль которых формировался под влиянием иконописных центров Владимирской губернии. Для него характерна красная буквица, оливковые и коричневые цвета орнамента и яркий состаренный фон. Часть предметов на экспозиции относится к старообрядческим мастерским Ветки в Гомельской области. Эти иконы отличают элементы барокко — стиля, господствовавшего в Беларуси в XVIII веке. Среди них можно встретить изображения преподобного Алексия, который был покровителем царя Алексея Михайловича Романова и чьи образы были распространены на Руси в XVII веке.

Тихая жертвенность святых, преподобных и пророков, их бескорыстное служение человеку, пройденные ими испытания, изображённые русскими мастерами, воспитывают в современном человеке пиетет к красоте и истории. Образы вселяют веру в себя и свои силы и, показывая разные пути святых, учат большой любви к человеку и стремлению творить добро.

Представляя уникальное и цельное собрание русской иконы, выставка не только показывает богатство нашего наследия, но и налаживает диалог между разобщёнными культурами. Таким образом, иконы, претерпевшие годы служения и забвения, но уцелевшие, стали символами надежды и света, который противостоит злу.

Фрагмент экспозиции © Фото предоставлено коллекционерами

Коллекция, собранная Олегом Кушнирским, как и сама выставка — это взгляд не в прошлое, а в будущее. Это назидание современникам, где бы они ни находились, и следующим поколениям о том, что нужно знать своё прошлое. И это собрание — своего рода витрина поздней русской иконописи за рубежом — помогает формировать мировоззрение человека и сохранять культурную память. Конечно, такую коллекцию необходимо показывать в достойном месте. Евгений Ройзман, создатель частного музея «Невьянская икона» из Екатеринбурга, сказал: «Надо открыть музей с иконами коллекции Олега Кушнирского, и он непременно будет востребован, это будет справедливо, правильно и очень красиво».

Действительно, икона не может показываться в передвижном театре, у неё должно быть постоянное место жительства. Несмотря на то что у собрания Кушнирского нет постоянного выставочного пространства, проект, появившийся на основе коллекции, продолжает развиваться: собирать, исследовать и популяризировать русскую иконопись Нового времени.

Сейчас прекрасные русские иконы показывают в музее TMORA на севере Соединённых Штатов Америки, и привезти их в Россию нет никакой возможности. Это ли не парадокс?

«Шедевры сакрального искусства из коллекции Олега Кушнирского» (Masterpieces of Sacred Art from the Oleg Kushnirskiy Collection) можно увидеть в Mezzanine Gallery в Музее русского искусства (TMORA) до 26 января 2025 года.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты