Самые интересные сибирские художники по версии SCAN AWARDS

Недавно фонд поддержки и развития локального арт-сообщества SCAN (Siberian Contemporary Art Network) объявил номинантов второй ежегодной премии SCAN AWARDS. Читателям DEL’ARTE Magazine о лауреатах рассказывает Евгений Наумов в ежемесячной рубрике.

В последние годы по всей России наблюдается подъём местных культурных инициатив. Жители огромной страны начинают осознавать, что пульсация современного искусства не ограничивается двумя столицами и даже на малой родине вполне возможно реализоваться, а московская публика с удовольствием посещает Уральскую индустриальную биеннале или нижегородский фестиваль медиаарта INTERVALS. Кроме того, красноярский фонд SCAN видит свою миссию в поддержке сибирских деятелей и институций современного искусства. В 2024 году премию SCAN AWARDS получили проекты четырёх художников: Элины Гусаровой (Красноярск), Татьяны Селивёрстовой (Владивосток), Анастасии Богомоловой (Екатеринбург), Янины Болдыревой (Новосибирск). Данил Титов (Красноярск, Москва) получил премию художника года, а Артём Ляпин (Иркутск) — открытия года.

Анастасия Богомолова

Анастасия Богомолова. DOCUMENTA. 2019 © Фото: anastasiabogomolova.com

«Итого: 1 118 176 рублей и 4 копейки на производство 10 художественных проектов в период с 01.11.2017 по 01.11.2022 (из них закончено — 6, в работе — 1, статус неизвестен — 3)» Анастасии Богомоловой — концептуальный проект, созданный по заказу музея «Гараж» и сейчас находящийся в его коллекции. Эта инсталляция посвящена исследованию экономики арт-рынка и финансовому положению художника. Кабинет бухгалтера, сдвоенный стол, заваленный чеками и документами, служит метафорой творческой биографии художницы. Труд художника — это именно труд, не непринуждённое «творчество» под воздействием прилива вдохновения, а полноценная работа по восемь часов в день, которая к тому же требует инвестиций. 

На стене этого символического офиса помещена фотодокументация перформанса DOCUMENTA, который Анастасия реализовала в посёлке Кассельский Челябинской области в 2019 году. Воспользовавшись совпадением топонимов, художница выступила в роли комиссара аналога крупной европейской выставки. Сама надпись была выполнена художниками Анной и Виталием Черепановыми, зрителями выступили Ольга Федченко и Татьяна Пелленен. Вот такое мероприятие для избранной публики.

Янина Болдырева

Янина Болдырева. «Долевая нить». 2024 © Фото: makersofsiberia.com 

Янина Болдырева в проекте «Долевая нить» проводит ревизию истории собственной семьи в контексте «неудобного прошлого». Сибирь стала местом ссылки ещё в XVII веке, поэтому местный художник, вероятно, наиболее органично будет рассматривать историю репрессий. Предки Янины были насильственно перемещены сюда из Молдовы — факт, который художнице приходится как-то встроить и в свою биографию. Её овальные коллажи состоят из обрезков личных вещей, репродукций фотографий и документов из семейного архива. Можно рассмотреть эту серию как фрагменты большого полотна национальной истории, которое также состоит из трагических биографий конкретных людей, известных и оставшихся анонимными.

Янина Болдырева. Мурал из проекта «Теплушка» в заброшенной казарме на улице Воинской в Новосибирске. 2019 © Фото: kommersant.ru

Тема памяти исторических событий, которые хотелось бы забыть, не в первый раз возникает в творчестве Янины Болдыревой. Одним из таких проектов стала «Теплушка», включавшая в себя серию муралов в руинированных казармах, фотографии, графические листы и поэзию, посвящённую лагерному прошлому региона. Эта же тема нашла отражение в серии «Чёрный календарь», показанной в 2022 году в галерее «Триумф». Входящие в неё картины, написанные белилами по чёрной битумированной бумаге, показывают инвертированный мир, в котором жизнь и смерть не просто соседствуют, а сливаются воедино. 

Татьяна Селивёрстова

Татьяна Селивёрстова. «Раздевалка». 2024 © Фото: makersofsiberia.com

«Раздевалка» Татьяны Селивёрстовой (творческий псевдоним — Сильви) — это ещё один мультидисциплинарный проект, в который вошла инсталляция в публичном пространстве, серия графики, анимация и зин. Он служит продолжением серии 2020 года «Пляж: всё, что вы хотели или не хотели знать» и представляет собой исследование городских пространств общественного пользования. Сама художница представляет пляжную раздевалку как «объект, на который наложились дополнительные смыслы: это и мусорка, и туалет, и безликая деталь муниципального благоустройства». Она смотрит на неё глазами ребёнка, который попадает здесь в область отсутствия безопасности, где можно один на один встретиться с какой-нибудь гадостью. 

Элина Гусарова

Элина Гусарова. «Эос». 2024 © Фото: elllevvv.art

Книга «Эос», созданная Элиной Гусаровой на основе личного фотоархива, созданного в Национальном парке «Красноярские Столбы», где прошла её юность. Девять лет художница провела внутри «культуры столбизма» и теперь знакомит любителей искусства с внутренней стороной жизни заповедника. «Столбисты» — субкультура любителей туризма, альпинистов и скалолазов, которые постоянно возвращались в это место, строили избы, обустраивали быт. Природный ландшафт, в котором сплавились в одно целое таёжный лес и причудливые скалы, стал местом обретения свободы, где люди укрывались от городской суеты и навязанных социальных ролей, чтобы прожить вторую жизнь. 

Данил Титов

Данил Титов. «Самоприглашённый художник». 2021 © Фото: соцсети художника

Красноярский художник Данил Титов (творческий псевдоним — Danil Danot) реализовал в течение 2024 года множество разнообразных проектов, принял участие в нескольких коллективных выставках и ярмарках, закончил обучение в ИСИ Иосифа Бакштейна и довольно уверенно вошёл в ряды востребованных в столице художников. На пути к первому успеху он успел реализовать несколько очень интересных проектов. Так, в 2021 году он провёл интервенцию «Самоприглашённый художник» на выставке «Всё или всё» (Красноярск), во время которой представил публике самого себя, снабжённого этикеткой с названием работы, а также авторским и кураторским текстом. Этим жестом автор попытался перехватить у институций право назначать что бы то ни было искусством и постарался вернуть это право себе как художнику. 

Данил Титов. Work. 2022 © Фото: соцсети художника

Масштабная партиципаторная тотальная инсталляция Work, которую Данил создал в 2022 году в пространстве резиденции «Арткоммуналка» (Коломна), как и проект Анастасии Богомоловой, подсвечивает обратную сторону труда художника. Художник, по сути, создал арт-проект о том, как создаётся арт-проект. Здесь посетители выставки могут вовсю предаться прокрастинации: почитать книги, сыграть в игровую приставку, погонять мяч, потягать гантели, раскрасить повторяющееся слово work на огромном холсте, пригласить товарища на партию в шахматы. Последнее, вероятно, служит отсылкой к Марселю Дюшану — одному из первых художников, поставивших умственную работу выше физической. Сам же Данил вспоминает Казимира Малевича, который считал лень «действительной истиной человечества». Художник сейчас не обязан трудиться ⅝: он может заниматься вещами, на первый взгляд, не связанными с производством искусства. Однако, даже отдыхая, он постоянно размышляет над новыми проектами. 

Артём Ляпин

Артём Ляпин. «Лавкор 2». 2024 (фрагмент) © Фото предоставлено SCAN

Артём Ляпин, ставший «открытием года», работает во многих медиумах, преимущественно связанных с текстилем: куклами, коврами, кружевом. Помимо «тёплых» рукодельных народных материалов, автор использует фольклорные темы, что, безусловно, способствует росту интереса к Сибири у столичной публики. Новый виток художественной карьеры Артёма начался во время участия в десятом сезоне «Открытых студий „Винзавода“», на исходе которого весной этого года в галерее LOBBY прошла первая московская выставка художника.

Двое из получивших премии авторов состоят в объединении «Сообщество современных сибирских художников» (СССХ), которое своими силами поддерживает и популяризирует локальное искусство в регионе. Журнал DEL’ARTE Magazine уже писал о нескольких небольших московских самоорганизациях и группировках, которые способствуют свободному обмену идеями и организации выставок. Однако эти сообщества не завоевали внимания на плотной и конкурентной арт-сцене мегаполиса. К слову, многие из них вполне довольны своим андеграундным положением и не особенно рвутся в битву за внимание музейщиков, галеристов и коллекционеров. В противовес им СССХ оказалось способно единым фронтом выступить на ярмарке blazar, что заслуживает большого уважения.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты