Событие года – выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке. Выставка вызвала ажиотаж, и билеты раскуплены на несколько недель вперед. Специально для DEL`ARTE Magazine искусствовед Александра Ерошенко посетила экспозицию и рассказала, что нового можно открыть в творчестве Врубеля – одного из самых мистических художников в истории русского искусства.
Все чаще Михаила Врубеля называют русским Винсентом Ван Гогом, говоря об уникальном стиле и возможности писать миры, которые обычные люди не видят.
© Фото: Александра Ерошенко
Кураторы и дизайнеры выставки в Новой Третьяковке попробовали воплотить лабиринты сознания Михаила Врубеля в экспозиционном пространстве: все переходы из зала в зал имеют причудливую форму, а в стенах между ними прорезаны сквозные порталы, чтобы дать почувствовать тонкую взаимосвязь всех работ художника. Почти все работы Врубеля имеют общую стилистику: мозаичная кладка мазков и кристаллическая структура живописных полотен.
Масштабная ретроспектива Врубеля отражает весь его художественный путь: от периода учебы до создания собственной живописной системы и увлечения декоративно-прикладным искусством. Впервые зритель может увидеть рисунки, созданные художником в психиатрических лечебницах. Большинство представленных полотен привезено из Третьяковской галереи и Русского музея, но то, что их объединили в одном пространстве, позволяет увидеть, как менялся стиль Врубеля. Особое внимание стоит обратить на эскизы к «Демонам», «Царевне-Лебедь» – они не представлены в постоянной экспозиции, а находятся в фондах.
Очарование Лермонтовым
В детстве Врубель был физически слабым, но интеллектуально одаренным ребенком: он знал несколько иностранных языков, рисовал, увлекался историей и музыкой. Такая разносторонность не предвещала его одержимости живописью во взрослом возрасте. Будущий художник рано остался без матери, что часто считают одним из поводов, которые позволили ему ассоциировать себя с Лермонтовым.
Демон у стен монастыря. 1890. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
В 1890-х годах Врубель участвует в подготовке юбилейного иллюстрированного издания сочинений Михаила Лермонтова. Тогда он был еще неизвестным художником, но при поддержке издателя Петра Кончаловского получил этот заказ.
Мятежный дух Демона
Образ Демона – центральный в творчестве Врубеля. Он создал несколько больших полотен и множество эскизов, в которых менял ракурсы, уточнял цветовые решения. Художник утверждал, что Демона путают с чертом и дьяволом, но на самом деле «демон» переводится с греческого языка как «душа». Этот образ для Врубеля стал олицетворением мятежного духа, пытающегося справиться с собственными страстями.
Демон (сидящий). Эскиз. 1890. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
Врубелевские Демоны соединяют в себе противоположности – мужское и женское начала выражаются в их андрогинной внешности, а единство дня и ночи – в сочетании золота и синевы.
Интересен эскиз к «Поверженному Демону», где художник не воспринимает своего персонажа как проигравшего битву. Степан Яремич, современник Врубеля, рассказывал: когда самого автора спросили, как трактовать «надломленную» позу героя, тот ответил, что Демон «отдыхает, нежится». Однако изломанные руки, деформированные пропорции и напряженные тоновые сочетания заставляют воспринимать Демона как поверженное, изогнутое от страшной внутренней боли существо.
Демон поверженный. 1890-е. Фотография, раскрашенная автором. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
Майолика и эстетика модерна
Особая часть творчества Врубеля связана с усадьбой Абрамцево, имением Саввы Мамонтова. Меценат поддерживал художника, несмотря на его эксцентричность и грубость в обществе. Именно там живописец увлекся декоративно-прикладным искусством, в том числе майоликой.
Портрет Саввы Мамонтова. 1897. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
В увлечении декоративным искусством большую роль играет его жена, Надежда Забела-Врубель: он создал серию майолик по мотивам оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка», в которой супруга играла главную роль. Каждая скульптура представлена на выставке в нескольких вариантах, что дает возможность увидеть творческий поиск художника. В основном он менял только цветовые решения, играя с переливающейся глазурью, которая делает скульптуры ирреальными.
Мизгирь. Майолика. 1899-1900. Музей-заповедник «Абрамцево» © Фото: Александра Ерошенко
Вершиной исканий художника в области интерьерного искусства стал камин «Микула Селянинович». Врубель усложнил традиционную методику создания майоликового панно: он использовал не стандартные квадратные плитки, а куски причудливой формы, которые складывались в изображение, как пазл.
Камин «Микула Селянинович и Вольга». 1898-1900. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
В 1894 году Федор Шехтель привлек Врубеля к работе над особняком Морозовых на Спиридоновке. Художник создал несколько панно в эстетике модерна.
Философия. Панно для дома А.В. Морозова. 1899. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
Заостренная форма панно «Философия» объясняется архитектурным условиями выбранного пространства. Врубель долго не мог закончить работу, потому что уже на стене начал менять композиционное и цветовое решение. Из-за перегруженности деталями между художником и заказчиками произошел разлад.
Свидание Ромео с Джульеттой. Монтекки. Капулетти. Смерть Ромео и Джульетты. 1894-1895. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
Врубель создает не только живописные панно для украшения особняков, но и витражи. Сохранились эскизы для трехчастного витража «Ромео и Джульетта», который так и не был реализован. Динамическая композиция, сложные ракурсы, насыщенность деталями – основные черты врубелевских декоративных решений для интерьеров особняков.
Душевный надлом
На пике творчества у Врубеля начинается душевное расстройство. Усугубление заболевания спровоцировала смерть сына Саввы, родившегося с заячьей губой. Художник считал себя виноватым в том, что ребенок родился с физическим несовершенством.
Портрет сына художника. 1902. Государственный Русский музей © Фото: Александра Ерошенко
На портрете Врубеля у Саввы печальный взгляд, как будто бы он осознает всю боль, причиненную ему природой. Общее колористическое решение полотна – в холодных тонах, как будто бы он изображен между жизнью и смертью. Мальчик умер в возрасте двух лет, и после этого Врубель попал в психиатрическую клинику, в который провел последние годы своей жизни. Он страдал маниакальной одержимостью, галлюцинациями и острыми психозами, неоднократно пытался покончить жизнь самоубийством: морил себя голодом и хотел простудиться, распахнув окно в морозную погоду. В лечебницах ему периодически ослабляют режим, и он продолжает рисовать все, что видит вокруг: санитаров, больничные интерьеры или фантазийные сюжеты.
Автопортрет. 1904-1905. Государственная Третьяковская галерея © Фото: Александра Ерошенко
Отдельная тема его творчества – автопортреты. Они похожи на бесконечные штудии, имеющие терапевтическую задачу. Основная их цель – изучение собственного облика и душевного состояния, которое Врубель изображает через разную манеру работы со штрихом.
Шестикрылый Серафим. 1904. Государственный Русский музей © Фото: Ерошенко Александра
В 1904 году Врубель создал «Шестикрылого Серафима» – последнее живописное произведение. Он возвращается к сочетанию синего и золотого, найденному еще при работе над Демонами. В отличие от его скрупулезной и детализированной графики, живописные полотна имеют кристаллизованную структуру, созданную крупными мазками.
На выставке в Новой Третьяковке представлено более 300 работ живописца. Особенно важна часть, посвященная рисункам Врубеля, созданным в психиатрической лечебнице, – зритель может увидеть их впервые. Подход к экспозиции, в котором есть четкое разделение на «до» и «после» душевной болезни дает представление о трансформации творчества живописца. По словам Александра Бенуа, Врубель выразил все самое печальное и трагическое, на что только была способна эпоха Серебряного века.