Семья Брейгелей: преемственность и сотрудничество

Современные исследования все чаще становятся важными сопроводительными материалами на выставках. В последние годы в Европе обращаются к демонстрации результатов экспертизы и публикации процесса изучения. Специально для DEL’ARTE Magazine Марина Тинина рассказала о результатах исследований картин семьи Брейгелей, особенностях их живописного стиля и работе с другими художниками.

До 31 июля в Старой пинакотеке Мюнхена проходит выставка работ из коллекции Государственной галереи в Нойбурге-ан-дер-Донау. Среди прочих на ней представлены картины семьи Брейгелей. Их живописные работы были отданы на искусствоведческую экспертизу, завершившуюся выставкой в ​​Старой пинакотеке в 2013 году. Сейчас эти картины представлены в постоянной экспозиции отреставрированных залов. На выставке их дополнили картинами из нойбургского собрания, создав наиболее полное представление о фламандской живописи XVII века.

Проведенные исследования позволяют увидеть то, что недоступно взгляду простого гостя музея. Они помогают разобраться в атрибуции и исследовании картин, написанных несколькими художниками. Такой подход характерен для голландской живописи, где каждый художник специализировался на одном жанре. Так, на одной работе можно опознать кисти Яна Брейгеля Старшего, Питера Пауля Рубенса и Хендрика ван Балена. Благодаря подобному сотрудничеству создавались картины высокого уровня мастерства.

Но если в некоторых случаях есть возможность отличить стили художников по манере исполнения, то в династии художников, обучавшихся друг у друга и работавших совместно, не обойтись без подробных исследований. Так, например, взаимодействовала семья Брейгелей. Видна большая разница в в технике между  поколениями: Питер Брейгель Старший и Младший предпочитали использовать отрисовки, тщательно прорабатывая детали и переходя на уголь в случае изображения пейзажа. Ян Брейгель Старший и Младший стремились к более живописному стилю. Они намечали композицию при помощи сочетания цветовых областей, дополняющих друг друга и постепенно заполняющих картину. В том случае, если они все же намечали композицию, художники использовали тонкую кисть, контур которой в дальнейшем либо записывался, либо полностью перерабатывался.

Ян Брейгель Старший, «Венера и Марс в кузнице Вулкана», около 1608-10 гг.

Ян Брейгель Старший обладал большим живописным мастерством, многие особенности его работы становятся более понятны при использовании стереомикроскопа. При взгляде на картину с обычного расстояния детали кажутся детально прорисованными, но при тщательном изучении оказывается, что это лишь искусное сочетание цветов и игры с фактурой. В каком-то случае использовались плотные и густые мазки, в другом наоборот детали процарапывались по краске. Несмотря на то, что Ян Брейгель Младший обучался в мастерской отца, видны различия между их манерами рисования. Почерк сына более размашист и живописен, он также создает плавные переходы между цветами и пастельно наносит краску.

Как уже говорилось выше, художники одной династии работали не только друг с другом. Один из примеров плодотворного сотрудничества союз Яна Брейгеля Старшего и Хендрика ван Балена. Последний был мастером изображения человеческих фигур. Художники жили через несколько домов друг от друга, поэтому их совместная работа была более сложной и продуманной.

Благодаря использованию стереомикроскопа можно увидеть процесс работы художников над картиной. Одним из ярких примеров их сотрудничества является серия «Времена года», которую сейчас можно увидеть на выставке в Старой пинакотеке. Исследователи восстановили процесс написания полотна. Первоначально Ван Бален создал наброски фигур, после чего Брейгель наметил основные части композиции и обозначил фон. Затем Ван Бален прописал фигуры и вернул холст Брейгелю, который, в свою очередь, завершил работу над фоном. Последним этапом в работе стало добавление деталей, причем Ван Бален оставлял незаполненные пространства около фигур, чтобы позже Брейгель мог доработать изображение цветов.

Ян ван Кессель Старший, «Четыре континента», XVII в.

Однако даже подписи художников, совместно работавших над картиной, не подтверждают ее подлинность. Так произошло с работой из Старой пинакотеки «Венера и Марс в кузнице Вулкана», приписываемой Яну Брейгелю Младшему и Хендрику ван Балену. Низкое качество рисунка и деталей, странный масштаб фигур по отношению к пейзажу, смещенная композиция то, что первоначально натолкнуло исследователей на мысль о том, что работа не принадлежит кисти художников. Использование инфракрасного излучения показало, что картина из Старой пинакотеки лишь фрагментарное изображение первоначальной масштабной композиции. Изменилось расположение натюрморта, пейзаж перестал быть вспомогательным изображением и перешел на передний план, а подпись была добавлена позже.

Примеры сотрудничества Яна Брейгеля с другими художниками редко можно увидеть на одной выставке. В пинакотеке эти работы сочетаются с картиной «Четыре континента» Яна ван Кесселя Старшего, выставленной после большой реконструкции залов фламандской живописи. На 4 больших и 64 малых медных табличках изображены олицетворения четырех континентов, городские пейзажи, флора и фауна. «Четыре континента» будто продолжает тематику работы «Времена года» кисти Брейгеля и Ван Балена из Галереи Нойбурга. Сочетание коллекций двух музеев создает уникальную возможность увидеть разнообразие живописи XVII в.

Источник: THE BRUEGEL SUCCESS STORYPapers Presented at Symposium XXI for the Study of Underdrawing and Technology in Painting

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты