Арт-лето в Суздале завершилось «Сенокосом» — ежегодным театральным фестивалем, объединившим почти все площадки Творческого объединения «МИРА» в одну перформативную платформу. Главная тема четвёртого смотра постановок современной драматургии «1000 лет за 10 дней» была созвучна и посвящена 1000-летию города, празднование которого развернулось на весь 2024 год. Редакция DEL’ARTE Magazine побывала в праздничном городе, посмотрела самые интересные спектакли и перформансы.
Первый выпуск фестиваля состоялся в 2021 году и задумывался как ежегодный смотр пьес современных драматургов, но благодаря глубокому пониманию и любви организаторов к суздальской земле он стал намного больше. В рамках фестиваля на площадках Творческого объединения «МИРА» проходят арт-резиденции, лаборатории, читки, дебаты, показы эскизов, лекции. Художественный руководитель фестиваля Дмитрий Мышкин на вопрос о важности существования смотра именно в Суздале ответил: «Сцены фестиваля расположены не только в Суздале, но и за его пределами. Я бы так сказал: фестиваль проходит на территории Владимиро-Суздальской земли, и „Сенокос“ не может существовать вне её, потому что именно мы его делаем, а наша команда тут живёт и работает уже почти 10 лет».
В программе юбилейного для Суздаля 2024 года организаторы заявили семь событий — все они были премьерами. Драматурги, режиссёры, художники, музыканты работали специально для того, чтобы погрузить гостей смотра в абсолютно новые смыслы. Передвигаясь от площадки к площадке, зрители пребывали в атмосфере города и его окрестностей, были действующими лицами очень разных импровизаций. Так перформанс «Вокальный круг. Суздаль» предлагал звуковое путешествие под хоровое пение вместе с певицей и музыкантом Сашей Виноградовой и её соведущей Русиной Лекух. «Во дворе мира» зрители приняли участие в обсуждении природы соседства — так назывался перформанс, или форум-театр, жанр, придуманный в 1960-х Аугусто Боалем, создателем бразильского «Театра Угнетённых». Пластический перформанс «О чём говорит наличник» инклюзивной театральной лаборатории «Круг» стал проводником в тысячелетнюю историю через орнаменты на наличниках — повсеместного элемента архитектуры города.
Перформанс «Вокальный круг. Суздаль» с Сашей Виноградовой и Русиной Лекух © Фото: Павел Басин
Пластический перформанс «О чём говорит наличник» инклюзивной театральной лаборатории «Круг» © Фото: Владимир Никонов
Сельский театр
«Сельский театр драмы и комедии в Фомихе» — самая отдалённая площадка фестиваля. Театр представляет собой деревянный дом в селе Фомиха, построенный командой проекта «Эскизы в пространстве», основателем которого является Дмитрий Мышкин. Добраться до него не просто: зрителей переправляют на плоту через Нерль. Действие спектаклей здесь часто разворачивается в окрестном ландшафте полей и леса. Продюсер фомихинского дома-театра Дмитрий Максименков, рассказывая историю его постройки, описал местную сцену, которая до 2024 года и была главным зрительным залом: «У нас тут как локальный Голливуд: там бурелом, тут цветные поля и река, ещё и поля меняют цвет в зависимости от сезона…».
Сельский театр драмы и комедии в Фомихе © Фото: Владимир Никонов
Сельский театр драмы и комедии в Фомихе © Фото: Ольга Проходцева
В рамках «Сенокоса» команда впервые показала постановку в новом зрительном зале, но фестивальная пьеса «Суздальска кобыль» всё же начиналась с пешей прогулки зрителей. Перед спектаклем театральный педагог и редактор «Театрального журнала» Алла Солопенко провела обсуждение: «Чувствуете ли вы, что действие спектакля началось ещё в процессе того, как мы сюда добирались? Мы перебрались через реку, прошли по полю, переступили через ворота, выпили ритуального чая <…> мы уже стали участниками перформативного действия. Согласно историку перформанса и театроведу Ричарду Шехнеру, мы скажем: „Нет созерцателей, есть только действенные участники. Принимая участие в этом спектакле, вы своей энергией присутствия создаёте его вместе с актёрами“».
«Суздальска кобыль» — драма-быль о Льве, Розе и мёртвой лошади, рассказывающая зрителям о метаниях современного молодого человека (Никита Мальцев) в поисках несуществующего мёртвого коня и постепенном знакомстве его с жителями Суздаля. На драматурга Алексея Синяева, написавшего произведение к фестивальной программе, произвела впечатление древняя традиция захоронения коня в фундаменте для устойчивости здания в качестве жертвоприношения.
Фрагмент спектакля «Суздальска кобыль» © Фото: Владимир Никонов
Самое лучшее место
Тему истории суздальских земель поддержал режиссёр и художник Андрей Жиганов перформативным спектаклем «Самое лучшее место». Место, о котором рассказывает постановка с элементами танца и шума, — недавно отреставрированная «Заполицкая ГЭС», расположенная в нескольких десятках километрах от Суздаля. Теперь это новое пространство Творческого объединения «МИРА» — назвали его «ГЭС на Нерли».
ГЭС на Нерли © Фото: Ольга Проходцева
ГЭС на Нерли © Фото: Ольга Проходцева
Андрей Жиганов входит в команду отборщиков основной программы на фестивале молодой драматургии «Любимовка», ранее там же курировал направление экспериментальной драматургии. Его спектакли можно увидеть в Электротеатре Станиславский и Центре Вознесенского. Режиссёр-художник работает в поле абстрактного экспрессионизма, не предлагая зрителю явных интерпретаций и семиотического разбора образов.
Перформанс «Самое лучшее место», посвящённый сложности прогресса, силе природы и памяти, выглядел как целостная скульптура из соединений игры актёров, места, элементов нойза и зрителей. До середины спектакля последние не понимали, что происходит, оказавшись в атмосфере полного бездействия актёров на сцене. Спектакль как попытка воссоздания голоса и звука некогда работающей и заброшенной гидроэлектростанции в нарастании своего действия рассматривал антропоцентризм людей в сложном и монотонном 10-минутном монологе одной из актрис, который позже перерастал в шум работающих машин. Нарастающий шум дополнял актёр: на сцене он ронял и разбивал огромный камень о бетонный пол ГЭС, тем самым врастая в завершающую нойзовую композицию как музыкант, исполняющий партию в саунд-арт оркестре.
Фрагмент спектакля «Самое лучшее место» © Фото: Ольга Проходцева
Монологи о Суздале
Моноспектакль «Монологи про Суздаль и повседневность» в исполнении Дарьи Жовнер рассказывал о мыслях людей. Постдраматург из Владивостока Виктория Костюкевич — участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка» и инициатор проекта открытых читок пьес «The Драма» — объясняет своё творчество склонностью к глобальным размышлениям. По её словам, постдраматургия предлагает много слоёв смыслов в описанных событиях. И правда, речи героини тянулись в четырёх разнородных рассуждениях как в отрывке одного из монологов: «…ниточка из человечка в человечка тянется из человечка, соединяет и трещит под нами дощечка…» Повседневность горожанки Суздаля, а потом актрисы, а потом света перерастала в произведении драматурга в теорию радикальной нежности на каждый день. Простые на первый взгляд размышления можно было просто слушать, сложнее было воспроизвести их в общий ландшафт мысли автора.
Фрагмент спектакля «Монологи про Суздаль и повседневность» © Фото: Павел Басин
Монологи начинались с читки отрывков «Дневника горожанки» — экспоната музея Суздальского кремля, сохранившего хроники жизни 16-летней девушки Веры Селезнёвой, жившей в Суздале более 100 лет назад. Уютные дневниковые ретрозаписи в стиле «напилася чаю… сходила к тёте… играли в карты» продолжались трансляциями видеодневника самой актрисы о её переживаниях во время пребывания в городе 2024 года. По задумке режиссёра Дмитрия Волкострелова действие спектакля продолжалось за пределами пространства «ГЭС на Нерли», зрители также становились свидетелями видеозаписей приготовлений актрисы в гримёрке, её жизни в городе и финальной прогулки в полях, окружающих бывшую Заполицкую ГЭС. Так монологи, наполненные многомерными смыслами драматурга, казались ещё более объёмными.
Трансляция видеодневника актрисы в спектакле «Монологи про Суздаль и повседневность» © Фото: Павел Басин
Ежегодный театральный фестиваль «Сенокос», безусловно, одно из самых интересных событий Творческого объединения «МИРА», которое собирает талантливых драматургов, режиссёров и художников, но в программе площадок центра каждые выходные можно найти интересный повод для поездки в Суздаль.
Расписание выставок, концертов, кинопоказов и перформансов на сайте институции.