В декабре 2024 года исполняется 20 лет галерее Ruarts — одной из старейших действующих частных выставочных площадок в Москве. В своей регулярной рубрике DEL’ARTE Magazine предлагает скромную подборку из пяти ярких резидентов галереи, отчасти служащую отпечатком её истории.
Галерея была основана коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой и собрала работы российских и зарубежных художников, выполненные в самых разнообразных техниках. Арт-директор галереи и фонда Ruarts Катрин Борисов отличается гибкостью подхода, интересом к оригинальным художникам и стрит-артистам, а также тонким предчувствием трендов арт-рынка.
Сергей Борисов. «Цой в мастерской Борисова». 1985 (фрагмент) © Фото: ruarts.gallery
С фотографом Сергеем Борисовым галерея Ruarts сотрудничает дольше всего, и, вероятно, он является одним из самых опытных мастеров среди её резидентов. Творческий путь Борисова начался ещё в 1970-х годах, когда он работал фотокором и коммерческим фотографом. Любителям отечественной культуры Борисов известен прежде всего в качестве летописца советской богемы. Героями его снимков становились Виктор Цой, Тимур Новиков, Илья Кабаков, Анатолий Зверев, Жанна Агузарова, Сергей Курёхин и многие другие. Исследователи же гламура и моды знают этого художника как автора прекрасных художественных снимков, опубликованных в газете Le Monde, журналах Photo, Vogue, Interview, Spin, The Face.
Сергей Борисов. «Па-де-де». 2016 (фрагмент) © Фото: ruarts.gallery
Впервые работы Сергея Борисова в галерее Ruarts были показаны на выставке NOIR в 2012 году. В экспозицию вошли чёрно-белые отпечатки известных фотографий обнажённого Сергея Лимонова, панковатой парикмахерши Танюши, участников рок-группы «Диалог», «вышагивающих» перпендикулярно тротуару, — международно известная классика современного фотоискусства, которая регулярно выставляется и у нас, и за рубежом.
Сергей Борисов. «Северный ветер». 1995 (фрагмент) © Фото: ruarts.gallery
В сентябре работы этого автора демонстрировались в Московском музее современного искусства (MMOMA) на выставке «Город-сказка» под кураторством Катрин Борисов. На представленных в экспозиции снимках фотограф запечатлел облик Москвы и её жителей. Сергей обычно снимает своих персонажей в движении, где поза, выражение лица и взметнувшиеся складки одежды постоянно меняются.
Алексей Лука. «Пересечение». 2022 © Фото: ruarts.gallery
Алексей Лука — представитель уличной волны, который получил первую известность благодаря биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Именно в стенах галереи Ruarts в 2018 году впервые прошла персональная выставка этого художника. Узнаваемые геометрические абстракции Алексея Луки органично перешли с брандмауэров на стены выставочного зала, однако он оставил медиум живописи и обратился к ассамбляжам и скульптурам, составленным из крашеных деревянных панелей и фрагментов старых зданий и мебели, дверей и окон. Фактически Лука так и не ушёл с улицы, обращаясь к ней как к источнику материалов и вдохновения.
Алексей Лука. «Варенье». 2023 © Фото: ruarts.gallery
Большой интерес представляет совместный проект Алексея Луки и Матвея Шапиро «Разрез», представленный в пространстве фонда Ruarts в 2022 году. Он включал в себя станковые и сайт-специфичные композиции, составленные с применением объектов, найденных при осмотре особняка Снегирёва на Плющихе (1893, архитектор Роман Клейн) перед началом реставрационных работ. Элементы внутреннего убранства и экстерьера внезапно получили статус строительного мусора, но часть их была сохранена в составе произведений актуального искусства. В ассамбляжах Луки и Шапиро соединяются история и современность, улица и галерея, внутреннее и внешнее, что соответствует тренду на работу с коллективной памятью. Кроме того, нарочитая вещность объектов, составленных из деревянных частей, возвращает зрителя из виртуальной реальности в мир реальных вещей. Эти произведения обладают фактурой, объёмом, массой и хранят тепло растения и иногда связь с предыдущими владельцами. Часть работ проекта «Разрез» не единожды показывались на выставках в Москве, Нижнем Новгороде, Суздале.
0331c (читается «Оззик») — ещё один уличный художник, совершивший трансгрессию в галерею. Спектр медиумов, в которых он работает, обширен: это скульптура, включая керамику и высекание по природному камню, а также фюмаж — рисование сажей. Каждый из них так или иначе сохраняет связь с паблик-артом.
0331с. Забор №14 «Придуманный образ». Забор №103 «Граффити КТО». 2012 © Фото: 133fence.0331c.ru
Серия миниатюрных реплик хрестоматийных бетонных заборных панелей была начата в 2012 году и представлена на первой персональной выставке художника «Забор», прошедшей в галерее XL в 2013 году. Эти маленькие заборчики расписаны так, чтобы имитировать теги и граффити 1990–2000-х годов или баффы коммунальных служб. Сейчас ностальгические заборы Оззика осели в частных коллекциях.
0331с. «Следы»; «Букет». 2017 © Фото: ruarts.gallery
Фюмажи, которые делает 0331c, отсылают зрителя к примитивному «детскому» вандализму, расписыванию потолков подъездов. Эти работы несут отпечаток какой-то первобытной витальности, народной лихости, желания создавать любыми средствами и назло всему обществу, а что на них изображено — абстрактный узор, стилизованный человечек или букет — уже неважно. Тот случай, когда the medium is the message.
0331с. «Венера». 2016 © Фото: ruarts.gallery
Наконец регрессия в первичное искусство каменного века была реализована в совместном проекте Оззика с художником Гришей, показанном в галерее Ruarts в 2016 году. Это небольшие скульптуры из камней, не скрывающие грубую текстуру материала, или надписи и рисунки, процарапанные на каменных плитах, возвращающие слову «граффити» исконный смысл. Можно сказать, что 0331c — один из немногих авторов, который после перехода в галерейный контекст продолжает поддерживать концептуальную связь с улицей.
Марат Морик. «Амулет». 2015 (фрагмент) © Фото: ruarts.gallery
Среди многих представителей традиционных медиа хотелось бы выделить живописца Марата Морика, тоже в прошлом уличного художника. Его картины — это визуальные коллажи из образов и цветовых полей, которые как эхо отражают нестихающий гул массовой культуры, смешивающей высокое и низкое, смешное и трагическое, прекрасное и безобразное. Сама реальность оказывается фрагментирована и представляет собой многослойную мозаику, составленную из изображений и идей.
Марат Морик. Throne. 2017 (фрагмент) © Фото: ruarts.gallery
У Марата Морика состоялись две персональные выставки в галерее Ruarts — «Балансируя между» (2016) и «Слабые места» (2019). Если на более ранней серии превалируют пастельные тона, создающие меланхолическое настроение, то новые картины выполнены в более ярком и тревожном колорите. Можно было бы предположить, что художник визуализировал изменение общего настроения инфополя в связи с эпидемиями и прочими катаклизмами.
Виталий Тюрлик. «Тихая охота». 2023 © Фото: ruarts.gallery
Наконец после выставки текстильного искусства «Нити», представленной фондом Ruarts в этом году, нельзя было бы не упомянуть художника, работающего в соответствующем медиуме. Новый резидент галереи Виталий Тюрлик создаёт панно в технике текстильного коллажа. Творческий псевдоним этого художника, как можно было догадаться, вдохновлён персонажами Гелия Коржева, представляющими собой карикатуру на общественные пороки. «Мне кажется, что среди людей немало тюрликов. Возможно, я и сам тюрлик», — подумал Виталий и стал тюрликом.
Виталий Тюрлик. «Сонный паралич». 2024 © Фото: ruarts.gallery
На путь профессионального художника Виталий Тюрлик встал в 2023 году, когда поступил в Открытые студии «Винзавода», где его и заприметили представители Ruarts. А весной 2024 года в галерее состоялась его дебютная персональная выставка «Сонный паралич». В последние два года Тюрлик создаёт фигуративные и абстрактные композиции из фрагментов ткани. Часто это обрезки старой одежды, ветошь, непригодная для дальнейшего употребления. Эти лоскуты обладают не только цветом или узором, но и текстурой, которую зритель почти что осязает. Текстильные панно Виталия обладают подчёркнутой материальностью. Таким образом в творческом методе этого художника соединяются идеи разумного потребления и тренд на возвращение искусства к вещности, который мы уже наблюдали у Алексея Луки.
Мы рассмотрели пятерых из более чем 30 резидентов Ruarts. Одни из них — признанные мастера, номинанты и лауреаты премий современного искусства, чьи работы находятся в музейных собраниях, другие — молодые перспективные художники, которые со временем начнут формировать культурное поле России и мира. За 20 лет в пространстве Ruarts прошло более 130 персональных и групповых выставок. Эти годы работы галереи были крайне плодотворными — коллектив DEL’ARTE Magazine поздравляет Ruarts со взятием рубежа и желает сохранить запал для новых интересных проектов.