В московском Манеже с 1 ноября по 15 декабря 2024 года проходит выставка «Кукрыниксы», приуроченная к вековому юбилею творческого союза трёх знаменитых советских карикатуристов: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Юбилейную выставку в Манеже специально для DEL’ARTE Magazine посетила искусствовед Алёна Григораш.
Собрав начала своих фамилий в смешную и труднопроизносимую аббревиатуру — Кукрыниксы, Куприянов, Крылов и Соколов, благодаря знаменитым агитационным плакатам времён Второй мировой войны, стали любимцами советской публики и до сих пор являются одними из самых узнаваемых авторов у медиасообществ и любителей мемов. Сын Николая Соколова Владимир Соколов на вопросы о методе сотворчества и темах карикатур отвечает, что их шутки и сегодня актуальны, а сами художники умели договориться об обязанностях в работе, будучи «весёлыми и дружными ребятами, которые жили в трудное время».
Кукрыниксы. Фарфоровые шаржи на К. Станиславского, В. Мейерхольда, В. Качалова. Удостоены золотой медали на Международной выставке искусства и техники в Париже. 1937 © Фото: Алёна Григораш
Выставка стала результатом обширного исследования «РОСИЗО», осуществлённого при поддержке президентского фонда культурных инициатив. Её дополнил сайт https://www.kukryniksy.ru/, подробно рассказывающий о художниках и их работах в манере ироничного веб-дизайна. И хотя агитграфику Кукрыниксов можно увидеть сейчас и на экспозиции в Государственном историческом музее на временной выставке «Образ и слово. Искусство советского плаката» (буквально напротив Манежа), стоит всё же заглянуть на их моноэкспозицию, чтобы понять масштаб творчества во всей полноте.
Вид на экспозицию. 2024 © Фото предоставлено пресс-службой
Кураторы прослеживают творческий путь Кукрыниксов от их ранних карикатур до монументальных полотен в Манеже. В экспозиции, состоящей из 10 залов, представлены 314 экспонатов из коллекций российских музеев и частных собраний со всей страны, что особенно ценно. Среди них есть работы, которые впервые показаны широкой публике. Выставка открывается картинами художников «для себя». Куратор выставки Любовь Подлеснова подчёркивает, что «было важно показать персональные работы каждого художника, поскольку это малознакомая широкому зрителю сторона их творчества». Здесь вы увидите советские реалистические пейзажи, портреты и натюрморты в духе малых голландцев («В Москве. Примулы на окне» Николая Соколова, «Портрет жены» Порфирия Крылова, «Лодочная станция» Михаила Куприянова).
Вид на экспозицию. 2024 © Фото предоставлено пресс-службой
Выставка не только начинается их живописью, но и заканчивается широкоформатными полотнами, где видно, как от скабрёзной «рисуночности» поз в карикатуре и нарочитой театральности художники возвращаются к общему гранд-стилю монументальных полотен, характерных для соцреализма. Тут визуальный ряд представлен большеформатными картинами «Таня» (Зоя Космодемьянская), «Конец», «Бегство фашистов из Новгорода» и др.
Кукрыниксы. «Бегство фашистов из Новгорода». 1944–1946, ГРМ © Фото предоставлено пресс-службой
Для современного зрителя, особенно молодёжи, скорее важно посмотреть основную часть выставки, потому что, будучи воспитанным на цифровых репродукциях, только в реальности становится ясно, насколько разнообразны все их работы по формату. Это огромные агитационные плакаты времён Второй мировой войны, где фашисты во главе с Гитлером показаны однозначно комично, с аллюзией на машинность или звериность.
Н. Соколов. «Жители Нюрнберга. Американская стража», «Немцы дома». 1945. Собрание семьи Мамонтовых © Фото: Алёна Григораш
Другие вещи, например беглые портретные зарисовки в малом формате с Нюрнбергского процесса, «РОСИЗО» в апреле 2023 года показывал на отдельной выставке. По соседству с этими зарисовками и кинохрониками (как о политике ХХ века, так и о самих Кукрыниксах) архитектор выставки Юлия Наполова помещает пространства, посвящённые их реакции на конфликты времён холодной войны, в частности композиции на тему НАТО и пастиши на Олимпиады со знаменитым советским мишкой.
Вид на экспозицию. Фрагмент стенда «Финал холодной войны» © Фото: Алёна Григораш
Открытием для многих станет зал, посвящённый кукрыниксовским чёрно-белым иллюстрациям книг, где в манере Хогарта и Гойи помещены графические листы к Пушкину, Сервантесу и Шолохову.
Кукрыниксы. Иллюстрация к роману М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». 1949. Союз художников России © Фото: Алёна Григораш
Соседний с ним зал, посвящённый работам художников для советского сатирического журнала «Крокодил», является наглядным примером плеяды образов, на которых выросло поколение советских детей, рождённых после 1950-х годов. На выставке можно увидеть филигранность работы первоначальных эскизов Кукрыниксов (например, английскую наседку для обложки «Крокодила» №8), которые неизбежно упрощаются в советском полиграфическом дизайне. Нельзя переоценить влияние «Крокодила» ни на искусство нонконформистов, ни на современных художников. Образы, созданные Куприяновым, Крыловым и Соколовым, заимствует Константин Звездочётов и Юрий Альберт, а Виктор Меламед, современный российский автор карикатур для журнала The New Yorker, подчёркивает, что он понял свой стиль тогда, когда осознал влияние на себя воспоминаний об образах из «Крокодила», в том числе и Кукрыниксов.
Кукрыниксы. Английская наседка для обложки «Крокодила» №8. 1948 © Фото: Алёна Григораш