«Сталь. Стекло. Бетон»: фотовыставка Михаила Розанова о безграничности искусства

Классицистический особняк усадьбы Талызиных, построенный в конце XVIII века архитектором Михаилом Казаковым в самом центре Москвы, на несколько месяцев вместил в парадную анфиладу своих роскошных залов с высокими расписными потолками и старинными тяжеловесными люстрами выставку «Сталь. Стекло. Бетон». XVIII век встретил век XX в Музее архитектуры имени Алексея Щусева. Здесь при поддержке фонда Ruarts с 1 марта по 14 мая проходит авторская фотовыставка известного фотографа Михаила Розанова, посвящённая «большому стилю» Европы, архитектуре модернизма 1950–1980-х годов.

Расцвет модернизма в послевоенной Европе характеризует веру человечества в светлое будущее, стремление к простоте и лаконичности форм, симметрии и пропорциональности зданий – поэтому в зданиях этого периода так много стекла, стальных конструкций, необработанного железобетона. Именно эта общая надежда на мир и благополучие, единая для людей из разных стран, и объединила архитектуру Москвы с европейской архитектурой модернизма как в жизни, так и на выставке Розанова.

© Фото предоставлено пресс-службой

Фотограф не делит экспозицию по странам или эпохам, здание Военно-медицинской академии в Белграде здесь может соседствовать с офисным комплексом «Гемини» в Милане, а Королевский национальный театр Лондона – с жилым комплексом «Торрес Бланка» в Мадриде. Не обошлось и без всем известных символов европейских городов: Берлинской телебашни архитектора Германа Хензельмана и Стеклянной пирамиды Лувра во дворе Наполеона архитектора Бэя Юймина (последняя не принадлежит к архитектуре модернизма, но чётко рифмуется с её основными характеристиками). 

«Этим я хотел подчеркнуть, ­что в пространстве искусства и стиля есть только одна граница – между оригинальным и вторичным, талантливым и бездарным, поэтому блестящие московские здания эпохи модернизма стоят в серии рядом с парижскими или мадридскими», –– говорит Михаил Розанов.

© Фото предоставлено пресс-службой

Новый взгляд на то, как должны были выглядеть улицы, дома, школы, театры, объединял архитекторов из разных стран – не зря модернизм называют «интернациональным стилем», он олицетворял собой спад международной напряжённости и надежду на то, что искусственные барьеры между разными странами в скором времени перестанут существовать. 

Для самого фотографа интерес к эпохе модернизма стал поворотом на 180 градусов: от дворцов Лувра и Версаля, Эрмитажа и Петергофа, соборов Московского Кремля и античных скульптур Пушкинского музея. И хотя коллекция из новой экспозиции полностью снята на цифру (фотограф многие годы предпочитал исключительно плёнку), Розанов и здесь остаётся верен своей эстетике: перед нами пластичные чёрно-белые почти абстрактные изображения, лишённые всего лишнего. Фотограф рассказывает, что при обработке фотографии намеренно убирает весь «визуальный шум», к которому он относит не только электрические провода или птиц, но и, к примеру, людей, оставляя в рамке кадра практически бессюжетную абстракцию.

© Фото предоставлено пресс-службой

Однако с таким решением можно спорить, ведь для многих архитекторов модернизма важную роль играл, в частности, пейзаж, с которым здание напрямую взаимодействовало, вписываясь в него или вступая с ним в оппозицию. Часовню Нотр-Дам-дю-О величайшего французского архитектора Ле Корбюзье в Роншане невозможно воспринимать без холма, на котором стоит этот памятник архитектуры. И холм этот в метафизическом смысле – часть архитектурного ансамбля Ле Корбюзье. 

На фотографиях Розанова нет этой часовни, но есть другие здания Ле Корбюзье, сэра Дениса Лэсдана, Франсиско Хавьера Саенс де Оисы, Роландо Гантеса, Роберто Мориси, Михаила Посохина, Ашота Мндоянца, Яна Хоогстада, Тимо Пенттиля и других зодчих. И все эти архитектурные шедевры либо чётко вписаны в рамку фотографии, как бы паря в невесомости, либо лишь частично попали в композицию кадра, превращая его в абстрактное искусство. Это, конечно, авторский взгляд на архитектуру, но не тот взгляд, которым смотрели на свои творения их создатели, ведь здание не может «жить» в вакууме.

© Фото предоставлено пресс-службой

Розанов соглашается с этими доводами и комментирует их своей фотографией часовни Отаниеми рядом с городом Хельсинки, которую построили Кайя и Хейкки Сирен. На фотографии видна лишь одна стена часовни, она прозрачная, выполненная из стекла, перед ней — крест, а за стеной –– хвойные деревья, трава, папоротник вместо алтаря. Так модернисты относились к природе. 

Михаил Розанов очень любит снимать в экспедициях, вот и для своей последней выставки он объездил всю Европу и делал бы это и дальше, но пандемийные ограничения посадили всех на длительный карантин. Фотограф снимал с 2018 по 2020 годы в Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве.

Михаил Розанов © Фото предоставлено пресс-службой

«Для меня было очень интересно работать с практически беспредметным искусством, которое стало реальными городскими объектами, – рассказывает Михаил Розанов. – Линия, плоскость, свет, фактура, материальность бетона, стали и стекла, продолжающая тему геометрической абстракции. Мне всегда нравился этот стиль, особенно его самое радикальное выражение – брутализм, воплощающий чистую геометрию: таковы, к примеру, здания Королевского национального театра в Лондоне, бетонные абстрактные монументы бывшей Югославии…».

© Фото предоставлено пресс-службой

Выставка Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон» работает в Музее архитектуры имени А. В. Щусева до 14 мая 2023 года.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты