Что происходит в сфере коллекционирования предметов искусства? Какие основные тренды на рынке искусства? Как, где и сколько тратят на искусство состоятельные коллекционеры? Art Basel и UBS выпустили очередной отчёт о глобальном коллекционировании (Survey of Global Collecting). Журналист и арт-менеджер Вера Тимошенко ознакомилась с отчётом и делится главными цифрами и выводами.
Отчёт представляет собой результаты исследования покупательского поведения состоятельных коллекционеров по итогам первого полугодия 2023 года. В опросе приняло участие 2 828 коллекционеров из 11 основных регионов.
Главные цифры и выводы
Расходы состоятельных коллекционеров на произведения искусства растут. Средние расходы на пополнение коллекций — $574 тыс. в год. Без учёта коллекционеров из Китая, которые больше всех потратили на искусство, — $292 тыс.
Средние и медианные расходы на искусство, декоративно-прикладное искусство и антиквариат 2021-1Н 2023 © Arts Economics (2023)
Опрошенные коллекционеры в среднем приобрели за первое полугодие по 14 произведений искусства. Средний размер коллекции — 48 произведений. При этом у коллекционеров поколения Z — 42, у бумеров — 62.
Размер коллекций коллекционеров-хайнетов © Arts Economics (2023)
Среднее количество произведений искусства, приобретенных коллекционерами-хайнетами в Н1 2023 © Arts Economics (2023)
Больше всего покупали картины (58%), на втором месте по популярности — графика (13%). Доля расходов на цифровое искусство составила только 3% от всех расходов на искусство.
Доля расходов коллекционеров-хайнетов по видам искусства в 2023 году © Arts Economics (2023)
Коллекционеры поколения Х опережают более молодых коллекционеров в самых крупных сегментах искусства. В 2023 году на картины они потратили в среднем $145 тыс. против $108 тыс. у миллениалов. Они также стали крупнейшими покупателями графики. При этом миллениалы больше тратят на скульптуру, инсталляции, фотографии и видео-арт. Коллекционеры поколения Z тратят больше всех на цифровое искусство и принты.
Средние расходы коллекционеров-хайнетов в зависимости от вида искусства и возраста в H1 2023 © Arts Economics (2023)
39% коллекционеров собирают только работы известных авторов. 6% — только начинающих. Большинство (55%) — и тех и других.
Доля коллекционеров-хайнетов, которые покупают работы знакомых авторов в сравнении с новыми в 2022 и 2023 годах © Arts Economics (2023)
В структуре расходов состоятельных людей на покупку произведений искусства приходится в среднем 19%. Размер расходов на искусство растёт с ростом благосостояния. У тех, чьё состояние не превышает $5 млн, — 15%, а у кого оно больше $50 млн — 29%.
Доля искусства в общем благосостоянии коллекционеров-хайнетов © Arts Economics (2023)
40% работ, купленных коллекционерами в первом полугодии 2023 года, стоили дешевле $50 тыс., 9% — дороже $1 млн.
Наиболее частый ценовой диапазон для произведений искусства © Arts Economics (2023)
Впервые в отчёте проанализировали использование заёмных средств для покупки искусства. 43% коллекционеров ответили, что занимают деньги для финансирования коллекции. Причём чем богаче коллекционер, тем чаще он прибегает к заёмному финансированию. Треть коллекционеров-ультрахайнетов профинансировали половину своих коллекций кредитными средствами.
33% от всех расходов коллекционеров приходится на аукционы, 25% — на дилеров, 9% приходится на покупки произведений непосредственно у их авторов.
Самый популярный канал продаж — дилеры. 86% коллекционеров ответили, что в первом полугодии приобреталиискусство через знакомых дилеров, в основном в галереях. 58% приобретали на арт-ярмарках. Аукционы — третий по популярности канал продаж. Также работающим каналом продаж искусства является Instagram*. На него приходится 4% оборота рынка. За первое полугодие 2023 года в Instagram* покупали 30% опрошенных коллекционеров.
Доля расходов коллекционеров-хайнетов по каналам продаж в 2023 году © Arts Economics (2023)
Каналы продаж, используемые коллекционерами-хайнетами для приобретения искусства в 2022 и 2023 годах © Arts Economics (2023)
В среднем в первом полугодии 2023 года коллекционеры посетили четыре арт-ярмарки.
Самоидентификация и личное удовольствие являются основными драйверами покупок (37% всех коллекционеров). Следом идут финансовые мотивы (28%). На третьем месте — связи, включая социальный нетворкинг и желание быть частью арт-рынка, и импульсивные покупки (14%).
Мотивы коллекционеров-хайнетов при покупке искусства в 2023 году © Arts Economics (2023)
С полным текстом отчёта можно ознакомиться по ссылке
*Продукты компании Meta Platfoms Inc. признаны экстремистскими на территории РФ