Париж это всегда отличная идея для путешествия. А в эти новогодние праздники для любителей искусства этот город лучшее место в мире, так как в январе здесь открыты три фантастические выставки – Эль Греко в Гран-Пале, Фрэнсис Бэкон в Центре Помпиду и, конечно, Леонардо да Винчи в Лувре. Еще осенью на них побывала Дарья Чертоляс. Специально для DEL’ARTE Magazine она делится своими впечатлениями об этих выставках, и настраивает вас на сюрпризы от Эль Греко и на возможное разочарование от Леонардо да Винчи.
Импрессионист 16 века Эль Греко в Гран-Пале
Доменикос Теотокопулос больше известен как Эль Греко, ведь итальянцы и испанцы так и не научились выговаривать его имя правильно. Для них он был простым мастером с Крита, чей стиль и манера иногда приводили его современников в ужас. Можно сказать он чудом избежал инквизиции и этот момент его жизни овеян множеством легенд.
“Великий инквизитор” Эль Греко
Одна из них связана с портретом Великого инквизитора. Ему заказали написать Ниньо де Гевара, обоснуя это тем, что даже простые бродяги, которые порой позировали ему для картин, на полотнах превращались в святых. Эль Греко же превратил де Гевару в дьявола, использовав для этого не привычные для себя красно-кровавые цвета и оттенки. Действительно, после этой работы Эль Греко спасло только чудо. Еще есть легенда, что якобы у художника была какая-то болезнь глаз и он видел предметы именно так, как представлял их на своих картинах. Но это звучит совсем надуманно, но вокруг имени великого Эль Греко всегда было много слухов, мифов и легенд, ведь он умел смотреть на мир по-другому. Лишь в XX веке это оценили по достоинству и перед именем Эль Греко наконец-то зазвучало слово “великий”. Он вдохновлял Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Джексона Поллока и других.
Увидеть ретроспективу этого художника на одной выставке – повод, ради которого действительно стоит лететь в январе в Париж, и стоять в очереди не только перед входом в музей, ну и в самих залах, чтобы подойти к картинам. Выставка вызвала настоящий ажиотаж. Желающих полюбоваться мастерством художника, перед одной из работ которого не устоял и упал в обморок сам Сальвадор Дали, множество. Забытый в XVII-XVIII веке Эль Греко сейчас находится на пике популярности.
Вероника с плащаницей, Эль Греко
Открывает экспозицию картина “Святая Вероника с плащаницей”, привезенная из испанского города Толедо, где Эль Греко и получил признание и создал свои лучшие работы.
“Успение Богородицы” Эль Греко
Все внимание кураторы направили на работу “Успение Богородицы”, которую привезли из Чикагского института искусств. Это монументальное полотно, размеры которого составляют 4×2 метра.
Не стоит проходить и мимо “Пьеты”, потому что парижская выставка – уникальная возможность увидеть эту работу из частной коллекции семьи греческого миллиардера Ставроса Ниархоса. Широкой публике эта картина представляется лишь второй раз. Еще несколько культовых работ Эль Греко на выставке – “Снятие Пятой Печати”, “Лик Христа”, “Святой Лука, изображающий Богоматерь”.
В Париже собрана масштабная ретроспектива Эль Греко, начиная с его критского периода, включая итальянскую эпоху, и заканчивая его культовыми работами из Толедо. Пропускать такое нельзя, а то потом придется собирать эти впечатления по всему миру – от Мадрида до Чикаго. Выставка в Гран-пале будет открыта до 16 февраля 2020 года.
Билеты по ссылке.
Живопись Фрэнсиса Бэкона и литература в Центре Помпиду
Триптих, вдохновленный Т.С. Стихотворение Элиота «Суини Агонист», Френсис Бэкон
Выставка британского художника Фрэнсиса Бэкона проходит в Париже впервые за 20 лет. В этом году работы мастера можно было увидеть в Москве в ГМИИ им.А.С.Пушкина на выставке, посвященной Лондонской школе экспрессионизма. Наверняка, тех, кто посетил московскую выставку с работами Фрэнсиса Бэкона, не стоит уговаривать сходить на него в Париже. Тем более, что работа куратора парижской выставки Дидье Оттингера превосходит все ожидания: он решил не просто представить работы Бэкона, но связать их с любимыми произведениями художника. Получилось ярко, глубоко и увлекательно. Может быть эти слова уже потассканы, но просто по факту – зритель уходит в невозможный мир британского художника и погружается в нем на серьезную глубину через литературу, проникаясь временем, идеологией, рассуждениями писателей. Пример – триптих Бэкона “Май -июнь” 1973 года с изображением образов эриний, древнегреческих богинь мести, которые часто встречаются у любимого писателя художника Эсхила. Триптих был создан после трагической смерти любовника Бэкона, которая еще часто будет довлеть над творчеством художника. Книги Эсхила, Фридриха Ницше, Т.С. Элиота и других авторов из библиотеки Бэкона также можно увидеть на выставке.
“Триптих в память Джорджа Дайера.” Френсис Бэкон
Сопоставить другие работы Фрэнсиса Бэкона с литературными произведениями и увидеть их более глубокий контекст можно в Центре Помпиду до 20 января 2020 года.
Билеты по ссылке.
Выставка Леонардо да Винчи к его 500-летию в Лувре
” Сочинение по картине Дева Мария с ребенком и Св. Анна” Леонардо Да Винчи
В номинации “Разочарование года” вполне смогла бы победить выставка Леонардо да Винчи в Лувре. Шума вокруг нее было слишком много. Казалось сейчас здесь представят все и даже больше. Пафоса было столько, как будто бы кураторы вскрыли тот самый выдуманный код да Винчи и зрителям сейчас наконец-то покажут истину. Но все оказалось намного прозаичней – множество работ сомнительной атрибуции, копии, темный подвал и очереди-очереди.
От выставки изначально ожидаешь погружения в мир прекрасных образов – таинственные мадонны, величественные изображения на библейские сюжеты, загадочные рисунки на старом пергаменте, опередившие свое время… А на деле ты заходишь в полуподвальное помещение, где уже томится толпа таких же страждущих великого искусства как и ты. Здесь мало света, то ли кураторы хотели передать атмосферу времен да Винчи, то ли, чтобы было труднее прочитать описание к рисункам, где почти везде значится “спорная атрибуция”.
В самом начале экспозиции все ждешь, что сейчас вот-вот ты увидишь те самые культовые картины. Ты проходишь рисунки и, очень красиво оформленные и подсвеченные рентгеновские снимки работ мастера: все это лишь подогревает нетерпение увидеть картины да Винчи. А в итоге ты видишь родную “Мадонну Бенуа” из Эрмитажа, и уже до боли знакомые шедевры мастера из луврского зала Денон.
“Мадонна Бенуа” Леонардо Да Винчи
Организаторы выставки подверглись жестокой критике за то, что очень долго везде говорили – якобы на выставке будет представлен тот самый “Спаситель мира”. А по факту, зрители увидели лишь копию самой дорогой картины мира, ведь оригинал так и не прибыл.
В обычный день в Деноне картин да Винчи кажется больше, чем на этой выставке. Зато, конечно, можно увидеть здесь витрувианского человека, привезенного из Венеции.
Выставку Леонардо да Винчи в Лувре, конечно, надо посетить, но просто нужно понимать, что от нее ждать. Не стоит искать здесь большое собрание картин мастера или какие-то новые факты о нем. Зато здесь вы в одном месте увидите множество материалов, которые связывают с творчеством гения, и которые помогают лучше узнать его художественные приемы.
Кстати, организаторы обещали выдавать шлемы и очки виртуальной реальности, которые позволяют приблизиться к картинам и увидеть шедевры во всех деталях. Но их получают далеко не все, видимо из-за огромного наплыва зрителей их просто не хватает.
Выставка, посвященная 500-летию Леонардо да Винчи в Лувре продлится до 24 февраля 2020 года.
Билеты по ссылке