День памяти Рафаэля Санти: вспоминаем выставку художника в Берлине

Автор: Дарья Чертоляс

`

6 апреля – день памяти Рафаэля Санти. В его честь DEL’ARTE Magazine вспоминает выставку «Рафаэль в Берлине. Мадонны картинной галереи» в Культурфоруме, на которой побывала Дарья Чертоляс в феврале этого года. 

Прошлый год был посвящен памяти Леонардо Да Винчи. В этом году художественный мир отмечает 500-летие со дня смерти его ученика Рафаэля Санти. В честь этой даты в Культурфоруме Берлина подготовили выставку работ итальянского мастера эпохи Возрождения «Рафаэль в Берлине. Мадонны картинной галереи».

Raffael in Berlin. Die Madonnen der Gemäldegalerie, Ausstellungsansicht, 2019, © Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / David von Becker

На выставке представлены пять Мадонн Рафаэля из собраний Берлинской картинной галереи и из Лондонской национальной галереи. Ради этой экспозиции полотно «Мадонна с гвоздиками» (1506 – 1507) впервые с момента его приобретения покинуло пределы Англии. Вдохновением для создания Рафаэлем этой миниатюрной картины, словно созданной для молитвы, явилась работа Леонардо Да Винчи «Мадонна Бенуа», которая сейчас хранится в Эрмитаже. Картина Рафаэля как будто светится изнутри за счет использования художником эффекта контраста между светлыми и приглушенными цветами.

Raffael, Madonna mit den Nelken (The Madonna of the Pinks / La Madonna dei Garofani), um 1506-07, Öl auf Eibenholz, 27,9 x 22,4 cm, © The National Gallery, London. Bought with the assistance of the Heritage Lottery Fund, The Art Fund (with a contribution from the Wolfson Foundation), the American Friends of the National Gallery, London, the George Beaumont Group, Sir Christopher Ondaatje and through public appeal, 2004

Картина «Мадонна с младенцем, Святым Иоанном и святым ребенком» (1504 – 1505), также известная как «Мадонна Террануова», выставляется рядом с зарисовкой из Гравюрного кабинета (Kupferstichkabinett).

Raffael, Maria mit dem Kind, Johannes dem Täufer und einem Heiligen Knaben (Madonna Terranuova), um 1505, Öl auf Pappelholz, D: 88,7 cm, © Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Jörg P. Anders

Полотно «Мадонна Солли» (1502) сопоставляют с «Мадонной Колонна» (1508). На обеих картинах Святая Дева запечатлена за чтением. Книга символизирует Святое писание. С момента написания Рафаэлем «Мадонны Солли» прошло всего 6 лет, но в мастерстве художника заметны изменения: цвета стали ярче, фигуры тоньше, черты лица мягче, движения отчетливее. Картина «Дева Мария с ребенком» получила свое название «Мадонна Колонна» по имени прежнего владельца -–   герцогини Марии Колонны Ланте делла Ровере.

Щегол, в жизни питающийся семенами чертополоха и не пугающийся шипов этого растения, изображенный на коленях у ребенка на картине «Мадонна Солли», символизирует страдания Иисуса Христа. Картина названа так потому, что принадлежала британскому купцу и коллекционеру произведений искусств Эдварду Солли.

Raffael, Maria mit dem Kind (Madonna Colonna), um 1508, Öl auf Pappelholz, 79 x 58,2 cm, © Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Jörg P. Anders

Raffael, Maria mit dem Kind (Madonna Solly), um 1502, Öl auf Pappelholz, 54,3 x 40,6 cm, © Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Jörg P. Anders

Работу Рафаэля «Мадонна с младенцем благословляет Святого Иоанна» (1504) долгое время принимали за полотно кисти Перуджино. И только первый директор Берлинской картинной галереи смог атрибутировать картину правильно, а позже приобрел ее в собрание своего музея. Название «Мадонна Диоталлеви» картина получила благодаря первоначальному владельцу – маркизу Диоталлеви ди Римини.

Raffael, Maria mit dem Kind, das den Johannesknaben segnet (Madonna Diotallevi), um 1503, Öl auf Pappelholz, 72,8 x 52,2 cm, © Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Jörg P. Anders

Пятое представленное на выставке полотно –  «Мадонна с младенцем, Святым Иеронимом и Франциском» (1502).

На картине Мадонна держит младенца обеими руками. Христос сидит на подушке на коленях, его правая рука поднята в знак благословения. Слева изображен Святой Иероним в шляпе кардинала.

Богатое использование цвета и позолоченные украшения драпировки Мадонны сравниваются со стилем Пинтуриккьо, в то время как изображение Святого Франциска – с манерой Перуджино. Эта молитвенная работа когда-то была частью коллекции галереи Боргезе в Риме. Фридрих Вильгельм II приобрел работу для первого в Берлине Королевского музея.

Raffael, Maria mit dem segnenden Kind und den Heiligen Hieronymus und Franziskus, um 1502, Öl auf Pappelholz, 35,3 x 29,8 cm, © Staatliche Museen zu Berlin, Gemäldegalerie / Jörg P. Anders

На экспозиции акцент сделан и на рамы, в которые обрамляли картины Рафаэля. До 1890 года Мадонны Рафаэля помещали в неоклассические рамы, спроектированные архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем. До наших дней дошла единственная рама Шинкеля, созданная для картины «Мадонна Колонна». Считается, что рамы Шинкеля подчеркивали набожный характер картин. Позже Вильгельм Боде переодел работы Рафаэля в рамы эпохи Ренессанса.

Рама, спроектированная архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем

Автор: Дарья Чертоляс

`

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты