В фокусе. История фотографии на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина

К 180-летию фотографии в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась ретроспективная выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1». На выставке побывала Дарья Лаптева и специально для DEL’ARTE Magazine написала о том, на что нужно обратить внимание в экспозиции, и почему история фотографии доказывает, что ограничения часто открывают возможности, а не только ставят барьеры. 

ssss

Национальная библиотека Франции, Государственный исторический музей Москвы и Французское фотографическое общество предоставили для выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина 115 фоторабот художников из Австрии, Франции и России. Куратор выставки Ольга Аверьянова организовала экспозицию вне привычного хронологического порядка: фотографии расположены не по векам, годам и принципам смены технологий, а по схожести мотивов, которые заставляют человека взять в руки фотоаппарат.  

В 1839 году миру стал доступен дагеротип— первый относительно массовый способ получения мгновенных изображений. Медные пластины покрывали серебром и обрабатывали парами йода. Полученная поверхность позволяла создавать снимки окружающего мира. Мгновенными они были только в сравнении с работой художников. Дагеротип требовал полной неподвижности от натурщика и пятнадцатиминутной выдержки от фотоаппарата. «Я сидел и по моим щекам катились слезы от напряжения, а злодей-фотограф бегал вокруг с часами и отсчитывал секунды»,- цитирует экскурсовод записи из дневника модели фотоателье. 

На выставке представлено около 40 дагеротипов, в том числе художника, в честь которого и названа технология, Луи Жака Дагера и придворного российского портретиста Сергея Левицкого.

Следующий этап в истории фотодела — уже знакомая нам цветная фотография — автохром. В изображении появляется естественность, воздух и цвет. Сами аппараты для съемки, хоть и были громоздкими, но позволяли снимать не в студии. Фотографы впервые выходят на улицы и фиксируют жизнь городов — яркие лотки торговцев, первый снег, оживленные переулки, кафе, прохожих. По этой эпохе на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина представлены работы Антонена Персонна, чьи автохромы напоминают картины художников-импрессионистов. Хотя большинство работ в экспозиции неизвестного авторства.  

 

Изобретение полароида изменило принцип фотографии. Впервые художник смог не просто запечатлеть что-то, но и практически моментально получить снимок. Смена технологии привела и к смене фотоязыка — фотографы сосредоточились на отдельных элементах композиции и деталях. И вот на выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина  изогнутые линии женских тел у Хельмута Ньютона и одинокие камни Энсела Адамса соседствуют с безымянными фонарными столбами и мусорными баками.

Выставка «Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1» — возможность почувствовать влияние техники на конечный результат творчества, развить собственную насмотренность и увидеть, что ограничения не только ставят границы, но и дают возможности.

Выставка будет открыта до 26 января 2020 года.

Ссылка на выставку

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты