Тигр-дурак, куклы «ту» и каллиграфия: традиционное изобразительное искусство Кореи

Автор: Ксеня Шугля

`

Корейское изобразительное искусство — это то, что сохранилось спустя века в своем первоначальном виде. Оно всегда вдохновлено природой, а все произведения ручной работы отмечены натуральными и органическими формами с небольшими и крайне простыми украшениями. Ксения Шугля специально для DEL’ARTE Magazine расскажет о четырех видах традиционного искусства Корейского полуострова — народной живописи, уникальной корейской бумаге «ханджи», глиняных куклах и каллиграфии, — сохранившихся неизменными спустя века.

«Минхва» — корейская народная живопись

Традиционно изображения «минхва» создавались неизвестными странствующими художниками для простых людей, жаждущих больше свободы в реальной жизни. Такие изображения обычно размещались в домах, чтобы защитить владельцев от злых духов.

Главные элементы корейской народной живописи — тигр, дракон, птицы, цветы и десять символов долголетия: солнце, облака, горы, вода, ели, черепахи, олени, журавли, персики и «растение вечной молодости».

Однако главная особенность корейской живописи — это, несомненно, «тигр-дурак». В других странах мы видим тигра как олицетворение силы, но только не в Корее. Несмотря на то, что в древние времена в корейских горах жила огромная популяция амурских тигров — «королей гор», которых люди действительно боялись и уважали, в «минхва» мы видим совсем другое отношение к ним — чаще всего они улыбаются, попадают в глупые ситуации или просто ведут себя как дураки. Такой подход обусловлен тем, что художники стиля «минхва» в свободной манере пытались изобразить надежды и желания обычных людей, которые жили в постоянном страхе из-за нападений хищников.

Другой главный герой картин — дракон. В отличие от тигра, дракон традиционно изображается суровым и пугающим, ведь именно он управляет всеми стихиями — несет в себе огонь, летает в воздухе, плавает в воде и ходит по земле. Благодаря своим способностям он может наблюдать за всем миром со всех сторон, а значит и преследовать злых духов, где бы они ни находились, и расправляться с ними, что дало дракону звание защитника простых людей.

Также корейские художники часто использовали парное изображение птиц как главный символ гармонии между супругами и мирной атмосферы в доме.

Главное желание обычных людей — здоровая, полная благ жизнь изображалась через десять символов долголетия. Главная цель — оптимистическое отношение к жизни, рассказы о любви через преувеличения, осмеяние любой формальности и строгости в жизни.

Несмотря на то, что картины в стиле «минхва» не отличаются сложным исполнением, они содержат в себе глубокое философское значение и их главное отличие — корейская эстетика, изображенная на нетрадиционных макетах в простом, юмористическом формате с помощью ярких и смелых цветов.

«Ханджи» — традиционная корейская бумага

В качестве основного ингредиента для изготовления «ханджи» корейцы используют кору дерева шелковицы. Несмотря на то, что впервые бумага была завезена из Китая, корейцы изобрели собственный метод изготовления «ханджи» из крепких и долговечных волокон. При этом бумага остается мягкой при прикосновении и хорошо подходит для разнообразного использования. Именно на «ханджи» был напечатан первый в мире документ — буддийская мантра Нилакантха Дхарани.

Бумага «ханджи» обладает не только высокой прочностью, но и отлично пропускает воздух и влагу, хорошо впитывает красители и передает цвета, легко гнется в любую форму. Именно поэтому ее использовали не только для обустройства домов, но и в изобразительном искусстве. Один из ярких примеров — бумажные куклы, которые воплощают все элементы корейской эстетики: комичные выражения лиц, простые текстуры и приглушенные цвета.

Благодаря тому, что бумага «ханджи» отлично пропускает свет и звук, но при этом остается экологически безвредной, ее используют в качестве материала не только для создания плафонов и буддийских фонариков, но колонок и граммофонов. В настоящее время некоторые корейские дизайнеры используют «ханджи» даже при пошиве одежды для своих коллекций.

«Ту» — глиняные куклы эпохи Силла

Глиняные куклу «ту» — отголосок похоронных обычаев древней Кореи. Они помогли заменить людей и животных, которых традиционно хоронили вместе с умершими, на глиняные статуэтки. Именно поэтому «ту» сделаны в виде людей, животных, домашней утвари и даже домов, ведь именно это «забирали» с собой покойники в вечную жизнь.

Характерная черта кукол — преувеличенные половые органы, как у мужчин, так и у женщин, а также изображение полового акта на полях. Никакого эротизма в этом не было, так корейцы пытались просто пожелать умершему человеку изобилия и плодородного урожая в загробной жизни. Лица статуэток, чаще всего удивленные или смеющиеся, отражают культурную особенность корейцев — желание преодолеть боль или смерть с помощью юмора.

Другие герои — змеи и лягушки. Они тоже выбраны не случайно — змея, меняющая свою кожу, и лягушка, пробуждающаяся от зимнего сна, до сих пор являются в Корее символами беззаботной загробной жизни и будущего перерождения.

Куклы «ту», изображающие птиц, в частности уток, тоже имели особенное значение. Так как древние корейцы верили, что между нашим и загробным мирами течет река, был необходим способ ее пересечь. И самый удобный путь, по их мнению, — на спине у птицы.

Глиняные куклы эпохи Силла не могут похвастаться обилием декоративных деталей и мастерством исполнения, потому что мысли мастеров были направлены только на символику. Чаще всего у статуэток нарушены пропорции — в процессе изготовления упор делался на определенный элемент, в который заложен особый смысл. Но именно благодаря этому сейчас нам проще понять главные ценности людей, живших еще до нашей эры, их отношение к смерти и особую философию загробной жизни.

Каллиграфия

Главное отличие Азии и Европы в том, что в азиатской культуре каллиграфия или же «путь мира» — это не искусство писать красиво, как в европейских странах, а способ тренировать свой дух и раскрывать душу.

В Корее подарить каллиграфию, написанную собственноручно, означает выразить уважение и показать чистые намерения, исходящие от самого сердца. Дело в том, что этот изысканный вид искусства с помощью формы и значения букв или иероглифов показывает не просто красивую картинку, а эмоции каллиграфа. Именно поэтому корейцы верят, что изучив каллиграфию можно многое рассказать о характере человека ее написавшего.

Для искусства каллиграфии используются четыре главных предмета — кисть, чернильная палочка, чернильный камень и бумага, та самая «ханджи».

Каллиграфия выражает структурированную красоту китайских иероглифов «ханджа» или же корейского алфавита «хангыль» с помощью чернил и белой бумаги. В каждой работе есть своя композиция — баланс и пропорции точек и линий, позиция пустых мест на бумаге. Более того, с помощью ритма и стиля письма создается особая красота движения. Роль играют даже оттенки черного, которые выражают настроение каллиграфа. И когда все эти элементы соединяются воедино, мы начинаем видеть личность мастера, стоящего за работой.

Автор: Ксеня Шугля

`

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты