«Трын*Трава. Современный русский стиль»: выставка дизайна в музее-усадьбе XIX века

До 20 ноября в музее-усадьбе Муравьёвых-Апостолов в Москве проходит седьмая выставка современного российского дизайна «Трын*Трава. Современный русский стиль». Специально для DEL’ARTE Magazine Таисия Васильева рассказывает о том, как в усадьбе XIX века современные авторы размышляют о русском культурном коде.

Несмотря на то что залы усадьбы XIX века отделяют от представленных на выставке «Трын*Трава» современных предметов и арт-объектов два столетия, их репрезентация именно в этом пространстве кажется органичной. Ведь усадьба Муравьёвых-Апостолов, давно оставленная своими владельцами, всё же является не исключительно галерейным пространством: она была создана как дом для жизни. В её залах во время проведения выставки «Трын*Трава» гармонично сосуществуют разнообразные предметы, созданные для интерьеров.

Усадьба Муравьёвых-Апостолов благодаря выставке становится центром культурной жизни, площадкой для репрезентации результатов творческих поисков как известных, так и начинающих авторов. По словам Светланы Поповой, куратора и соорганизатора «Трын*Травы», из 2000 заявок было отобрано 90 участников из 23 городов, при этом для молодых талантов из регионов были выделены квотные места.

Безусловно, такое количество авторов с разным опытом привело к разнообразию творческих поисков. Произведения, собранные на выставке, созданы в различных техниках и материалах: представлены живопись, керамика, текстиль, стекло, предметы мебели и освещения и многое другое. Разнообразные арт-объекты объединяет не только их предназначенность для интерьеров. Красной нитью, связывающей всё представленное на выставке, является то, что в каждой работе заложено современное прочтение русского стиля. При этом понятие «русский стиль» в рамках выставки «Трын*Трава» подразумевает возможность обращения к культурному наследию и традициям разных народов, проживающих в России. Однако кажется, что «Трын*Трава» не репрезентирует культуры во всём их разнообразии. Можно сказать, что исключением является серия сосудов «Патима» Натальи Макаровой. Художница-керамист вдохновлялась керамикой, произведённой в дагестанском ауле Балхар, которое издревле является центром керамического производства.

Большинство авторов всё же обращаются к русскому стилю, подразумевая именно отечественные культуру и наследие. Подход каждого из участников выставки к понятию, безусловно, индивидуален, но можно выделить несколько стратегий обращения к нему. Одна из ключевых — включение в произведение устойчивых русских «символов». Берёзы, медведи, кокошники, балалайки становятся частью арт-объектов, преображаясь и обретая новые символы. Другие авторы обращаются к знакомым с детства образам из славянского фольклора. Например, интерьерные изделия Ольги Емельяновой по мотивам сказки «Гуси-лебеди», интегрируясь в пространство дома, должны напоминать о детстве. В работе из серии ножки избушки Бабы-яги превращаются в изящные и ироничные фарфоровые подсвечники.

Интерьерные изделия по мотивам русской сказки «Гуси-лебеди», Ольга Емельянова © Фото: Таисия Васильева

При этом интересно отметить, что русское в некоторых случаях отсылает к символам и героям, ассоциирующимся в первую очередь с советским культурным кодом. В серии «Космос наш» Александр Ивасенко, с одной стороны, работает с резьбой из дерева по мотивам старинных резных прялок, с другой — обращается к образам, связанным с советским космическим проектом. Так, советский компонент в формировании современного русского стиля и национальных мифологем оказывается важным. Другим значительным культурным феноменом, оказавшим влияние на это направление, на выставке «Трын*Трава» признаётся искусство XX века. Например, русский авангард вдохновил Светлану Шестакову и Марата Гамахарова на создание серии скульптурных ваз «Супрематизм».

Серия «Космос наш», Александр Ивасенко © Фото: Таисия Васильева

Серия скульптурных ваз «Супрематизм», Светлана Шестакова и Марат Гамахаров © Фото: Таисия Васильева

Поиски современного русского стиля на выставке «Трын*Трава» выражаются и в форме, и в содержании. Иногда сам выбор определённого медиума уже является оммажем различным ремёслам и народным промыслам. Например, многие участники используют дерево как материал, связанный с природным и архаичным. Текстиль, кружево, вышивки, являясь общим трендом в современном искусстве, актуализируются в контексте выставки. Например, фабрика «Северные узоры» и Антон Чумак представляют на выставке 2024 года вологодское кружево. Ирина Батькова и Алла Антонова, напротив, стремясь сделать светотень, возникающую от бра «Белый свет», кружевной и ажурной, при создании предмета использовали не оригинальное кружево, а современную печать на 3D-принтере. Так, классический орнамент и современные технологии были объединены для создания уникального предмета. В целом все арт-объекты, представленные на выставке «Трын*Трава. Современный русский стиль», отличаются искусностью и качественностью исполнения.

Бра «Белый свет», авторы Ирина Батькова и Алла Антонова © Фото: Таисия Васильева

Кружевная фабрика, «Фабрика Северные узоры» и Антон Чумак © Фото: Таисия Васильева 

Многие работы созданы в сложных, трудозатратных техниках. Один из ярких примеров мастерства исполнения — настольные композиции «Заря» и «Гроза» Юлии Дюбенко. Для создания работы использовались отдельные выдутые вручную стеклянные элементы. Художница тонко чувствует материал: полупрозрачные сферические объёмы сияют, пропуская свет, цвета колористических композиций, воплощённые в стекле, кажутся ещё более интенсивными и чистыми. Элементы композиций, намеренно не геометрически идеальные и абсолютно сферические, приближаются к природным формам — например, составные части «Зари» напоминают зёрна граната. Абстрактность формы даёт свободы интерпретациям, однако замысел Юлии Дюбенко заключается в том, что каждая из настольных композиций воплощает природное явление. «Заря» и «Гроза», присутствуя в пространстве дома, должны напоминать о том, как важна и прекрасна связь человека и природы.

Настольные композиции «Заря» и «Гроза», Юлия Дюбенко © Фото: Таисия Васильева

Фрагмент настольной композиции «Заря», Юлия Дюбенко © Фото: Таисия Васильева

Для седьмого выпуска выставки «Трын*Трава» важным объединяющим экспозицию лейтмотивом, помимо современного русского стиля, стала тема детства. Она становится предметом рефлексии в разных произведениях и предметах. Отдельного внимания заслуживает своеобразная камерная детская комната, созданная кураторами в полуротонде усадьбы. В ней хочется задержаться подольше, спрятаться в укромном уголке, из которого одновременно можно через окна наблюдать за жизнью Старой Басманной. Присев на деревянные пуфы «Утица» Светланы Поповой с очаровательными утиными лапами, можно долго рассматривать жаккардовый плед «Казачья степь» — музыка степи Анастасии Герасимовой, вдохновлённая природой Волгоградской области. Ткань соткана производителем гобеленов в России: на ней по казачьим степям скачут свободные лошади. На них мягкой россыпью ложится свет от дизайнерского торшера Павла Кулешина. 

Торшер, Павел Кушин, жаккардовый плед «Казачья степь» — музыка степи, Анастасия Герасимова © Фото: Таисия Васильева

Рядом с усадьбой Муравьёвых-Апостолов в темноте ноябрьского вечера в окнах полуротонды можно увидеть тёплое свечение торшера. Так, выставка «Трын*Трава» преображает пространство не только старинных интерьеров, но и московских улиц. Выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль» эстетизирует отечественную культуру, переосмысляя её, привнося предметы, являющиеся результатом рефлексии, в интерьеры.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты