«В круге Дягилевом»: выставка о провидце современного театра

Специально для DEL’ARTE Magazine историк моды Марина Скульская рассказывает о международном выставочном проекте «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», где творческую биографию знаменитого импресарио иллюстрируют портреты его единомышленников — художников, композиторов, танцоров, хореографов, дизайнеров. Выставка проходит в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце с 14 ноября 2020 года по 12 февраля 2021 года.

Выставка «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» — центральное событие международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.», изящное и неординарное посвящение великому преобразователю, создавшему совершенно новый и не стареющий театр. Шереметевский дворец — уникальная площадка, где современное искусство (к нему можно отнести и начало прошлого века) выглядит весьма органично. Перекличка эпох и стилей становится здесь непременной частью любой временной экспозиции.

На этот раз старинные залы разделены на зоны с помощью волнообразных стен, вдоль которых можно прогуливаться, рассматривать картины, графику, фотографии, читать или слушать воспоминания современников и представлять себя то в любимой Дягилевым Венеции, то в эксцентричном Париже, который за одну ночь превратился в красочный Восток после премьеры «Шахерезады», то в пуританском Нью-Йорке, где Сергей Дягилев предстал перед судом после показа «Весны священной».

Дягилев был абсолютно счастлив, когда публика приходила в восторг и когда в зале раздавались возмущенные крики и свист. Он был в постоянном поиске новых слов, форм, образов, и гений его проявлялся в умении моментально распознавать талант в художнике, танцоре, музыканте. В этом смысле «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» — это рассказ об уникальной личности, позволившей раскрыться мастерам, которых мы сегодня считаем легендами ХХ века.

Дягилев соединял оперу и балет, делал наглую «нарезку» из музыкальной классики и неординарных сочинений, утверждал новые эстетические каноны, в том числе и в сфере сценического костюма. Впервые танцор появился на сцене в одном облегающем трико, подобно циркачам, без обязательных «штанов» в «Послеполуденном отдыхе Фавна». Шокировал не только костюм Нижинского, хореографа и исполнителя главной партии, но и босые ноги нимф — неслыханная дерзость для балета.

«Дягилевские сезоны» ввели в моду античный, русский и восточный стили. Тюрбаны и шаровары соседствовали с туниками, традиционная вышивка с рушников — с кубистическими композициями. Дамы стали пользоваться декоративной косметикой и отказывались от корсетов, восторгаясь идеальными формами Иды Рубинштейн. Костюмы Бакста к «Клеопатре» и «Саломее» привели к появлению современного нижнего белья.

Выставка — настоящий кладезь информации для поклонников искусства авангарда первых десятилетий ХХ века, но располагает, скорее, к беззаботному фланированию по залам, эпохам, идеям, постановкам. Начинать можно с любого портрета или сюжета. Анна Павлова-Сильфида на афише Серова к «Русским сезонам», воспоминания Леонида Мясина, автопортрет Бакста, потрясающая «Муза, вдохновляющая поэта» (Портрет поэта Гийома Аполлинера и художницы Мари Лорансен) Руссо, уникальные фотографии легендарных постановок Нижинского, Фокина…

Другие Новости