Его имя — синоним ар-деко стиля, полного роскоши и блеска. Он прожил почти сто лет и всю жизнь оставался верным раз и навсегда выбранному художественному направлению. В выставочных залах РОСИЗО открылась экспозиция одного из самых стильных художников ХХ столетия Романа Тыртова, известного всему миру под псевдонимом Эрте. Вера Тимошенко посетила выставку «Век Эрте», делится своими впечатлениями и рассказывает о художнике и его творческой судьбе.
Удивительно, как в семье генерал-лейтенанта флота родился такой чувствительный и восприимчивый к искусствам утончённый эстет Роман Петрович Тыртов. Всё дело в воспитании и окружении. Как впоследствии признавался сам художник: «Мою жизнь во многом определили художественные впечатления, полученные в дореволюционном Петербурге». Блестящий Петербург с его Мариинским театром и Эрмитажем, уроками живописи и танца, воспитывал вкус с детства.
© Фото: Вера Тимошенко
А потом был Париж и известный дом моды Поля Пуаре. Во Франции Роман Тыртов становится Эрте́ (фр. Erté, псевдоним составлен из первых букв имени и фамилии).
Художник, график, иллюстратор, скульптор, сценограф, модельер, Эрте оформлял спектакли и оперы, создавал обложки для модных журналов.
В век многообразных художественных «измов», которые стремительно сменяли друг друга, Эрте был поклонником ар-деко стиля, сочетающего в себе классику, симметричность и прямолинейность. Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935 годами. Рождённый в Париже, стиль ар-деко быстро приобрёл популярность в Голливуде под именем «стиля звёзд».
На выставке представлено более 70 работ Эрте. Дополняют экспозицию бронзовая пластика, предметы декоративно-прикладного искусства, театральные эскизы, видеозаписи и архивные документы. Основу выставки составляют цветные гравюры позднего периода творчества Эрте, стильные иллюстрации к обложкам модных журналов.
В 1920-е годы Эрте становится одним из самых востребованных иллюстраторов во Франции. Долгие годы Эрте был главным иллюстратором модного журнала Harper’s Bazaar, создавал обложки для каждого номера в 1920-е и 1930-е. Впервые на выставке представлен полный цифровой архив журнальных обложек мастера.
Обложки журналов, оформленные Эрте © Фото: Вера Тимошенко
Разностороннее дарование и богатое творческое наследие Эрте во многом сформировало облик эпохи ар-деко. Он привнёс в него пышность Востока, греческую классику, изящную линию Бёрдсли, яркие цвета Бакста, японскую эстетику. Широта кругозора и эрудиция художника восхищают, как и мастерство исполнения — ритмичность, гармоничный строй работ, нарочитый декор.
Эрте создал свой неповторимый художественный мир, в котором каждое произведение — гимн красоте. Его наряды мало подходят для жизни, но для сцены они великолепны. Неудивительно, что его костюмы обожали звёзды немого кино, он много работал для кабаре и ревю. Образы, созданные Эрте, любили Дягилев, Анна Павлова, Жозефина Бейкер и даже Мата Хари…
«Всё, что я делал в искусстве, — любил повторять Эрте, – игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель – движение танца».
Бронзовая скульптура Эрте «Сатир и женщина» © Фото: Вера Тимошенко
Серия мюзиклов «Скандалы» Джорджа Уайта обрела популярность благодаря музыке Джорджа Гершвина, сценографии и костюмам Эрте. В 1920 году Эрте оформляет спектакли Чикагской оперы, а в 1924-м едет в Голливуд. На «фабрике звезд» оркестр исполняет в его честь «Боже, царя храни», а многочисленные репортёры уважительно называют «русским художником Романом де Тыртовым-Эрте».
Эрте покинул Россию, когда ему не было еще и двадцати, но он всегда оставался русским, именно русскую красоту и душу он вкладывал в свои произведения.
«Шторм». Шелкография с золотым тиснением. Нью-Йорк, 1987 © Фото: Вера Тимошенко
Эрте был востребован на протяжении всей своей творческой биографии в самых разных областях искусства и стал живой легендой целой эпохи. Он пережил успех, забвение и новый взлёт. Особенно Эрте стал знаменит в 1970-е годы, когда стиль ар-деко вновь вошёл в моду.
Эпиграфом к выставке стали слова Эрте: «Всё в жизни меняется», — гласит пословица. Моя долгая, насыщенная и благополучная жизнь опровергает её».
Изысканная экспозиция, созданная куратором Андреем Райкиным, — праздник красоты для любителей моды и стиля ар-деко, поклонников Серебряного века. Глубокое и тонкое воспоминание о блистательной эпохе и её забытых талантах. Выставка продлится до 30 июля.