Великие художники в галерее «Беляево»

В галерее «Беляево» открылась небольшая, но очень яркая выставка тиражной графики выдающихся художников первой половины XX века: Марка Шагала, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Сальвадора Дали и Жоана Миро. Евгений Наумов побывал на вернисаже и спешит рассказать читателям DEL’ARTE Magazine о том, что можно там увидеть.

Выставка «Великое искусство рядом» в галерее «Беляево» посвящена 135-летию Марка Шагала. Значительную её часть составляют эстампы этого художника, а дополняет творчество его товарищей и современников. Также здесь можно найти произведения современных авторов: Екатерины Бубновой, Евгении Вороновой, Александра Соколова, Надежды Лихогруд и Джона Пешкова.

Марк Шагал. «Аккордеонист». 1957 © Фото: Евгений Наумов

Кураторы этой скромной площадки в одном из спальных районов Москвы ставили перед собой амбициозную цель: «Постараться сделать искусство доступнее для всех, показать, что не обязательно всегда ехать в центр города, чтобы посмотреть великие шедевры мирового и российского искусства, и доказать, что искусство всегда рядом». Центральные художественные музеи действительно посещает небольшой процент жителей города, и для многих визит в картинную галерею становится настоящим событием. Но небольшой местный культурный центр, куда можно зайти во время прогулки или по пути с работы, может стать точкой притяжения для создания сообщества соседей, объединённых любовью к прекрасному.

Марк Шагал. «Давид и Вирсавия», «Моисей со скрижалями смотрит вверх». 1956 © Фото: Евгений Наумов

При такой постановке задачи тиражная графика оказалась самым подходящим видом искусства для демократичной выставки. Ведь она создавалась для того, чтобы сразу у многих ценителей оказалось оригинальное произведение художника. А большая часть представленных на выставке эстампов были заказаны в качестве иллюстраций для отдельных изданий художественной литературы. И самой яркой из таких серий можно считать библейский цикл Марка Шагала. К теме историй Ветхого и Нового Заветов этот парижанин еврейско-белорусского происхождения обращался множество раз, создавая, помимо живописных произведений, офорты и литографии. По всей видимости, для него библейские сюжеты проживались как эпизоды личной биографии. Марк Шагал видел в Давиде и Вирсавии собственных дедушку и бабушку, освободитель Моисей становился похожим на доброго раввина из местной синагоги или, может быть, рабби Шнеерсона, у которого художник когда-то получил благословение на отъезд из Витебска. Такими словами он вспоминал в автобиографической книге «Моя жизнь» один из пасхальных вечеров на родине: 

«Мне кажется, что в папином бокале вино ещё краснее. В нём отблеск тёмной королевской лилии, мрак “гетто” — удел еврейского народа, и жар Аравийской пустыни, которую прошёл он ценою стольких мук. Весомым конусом падает свет от висячей лампы. Я вижу шатры среди песков, обнажённых евреев под палящим солнцем, они со страстью спорят, говорят о нас, о нашей участи, — и среди них — сам Моисей и Бог. Отец поднимает бокал и посылает меня открыть настежь дверь. Дверь настежь. Чтобы мог войти пророк Илия?»

Марк Шагал. «Соломон». 1956 © Фото: Евгений Наумов

Шагал рисовал прямо по камню, так что все случайные пробелы и затёки на каждом оттиске — это следы руки самого мастера. Чтобы в точности перенести авторский замысел на бумагу и сохранить ощущение лёгких прикосновений кисти к поверхности, печать тиража доверяли лить лучшим полиграфистам. Проходила она поэтапно, каждый цвет — отдельно: сколько цветов на оттиске — столько камней подготовил художник. Таким образом, любой оттиск заключает в себе оригинальную работу выдающегося автора. Удивительно, что лишь немногие ценители отдают должное этим маленьким шедеврам. Тем не менее, эстампы — это произведения музейного уровня, которые регулярно демонстрируются на крупных выставках.

Марк Шагал. «Пантеон», «Карусель Лувра». 1954 © Фото: Евгений Наумов

Альбомы и отдельные листы печатной графики создавались далеко не для самой богатой публики. И мастера прошлого, такие как Рембрандт и Рубенс, и художники XX века часто делали подобные серии частью саморекламы. Так что эти произведения предназначались для широкого круга покупателей, не для любого горожанина, конечно, но белые воротнички и квалифицированные рабочие могли себе позволить некоторые из этих листов. Как ни странно, ценовой сегмент подобных работ мало изменился, и представители upper middle class вполне могут позволить себе небольшую коллекцию тиражной графики Марка Шагала. Целые циклы в издательских футлярах, конечно, стали чрезвычайно редки и дороги.

Марк Шагал. «Автопортрет». 1960 © Фото: Евгений Наумов

Всего на этой камерной выставке можно увидеть около двадцати литографий Марка Шагала из разных серий. Все они отличаются твёрдым и выразительным рисунком, а цветные оттиски — ярким и сочным колоритом. Помимо работ на библейские темы, здесь представлены композиции, посвящённые Парижу, ставшему для художника вторым Витебском, и несколько отдельных листов из других циклов. Отдельно стоит упомянуть открывающий экспозицию автопортрет мастера. В характерной манере Шагал представляет себя за работой с палитрой в руках. На палитре вместо красок помещена обнажённая муза, перед художником — маленькая книжка “Ma Vie”, его собственная автобиография. За плечом стоит коза — вечная спутница художника, символ наивной жизнерадостности, которая была так присуща и самому автору. Ласковый взгляд животного обращён в прошлое, в детство, к родине.

Пабло Пикассо. «Женщина в мантилье». 1964. «Игра плаща». 1961 © Фото: Евгений Наумов

Во втором и третьем залах помещены четыре монохромные работы Пабло Пикассо: портреты испанки и тореадора, выполненные в технике акватинты для художественного издания «Кармен» Проспера Мериме, и литографии со сценами корриды для книги «О быках» Хайме (Жауме) Сабартеса. В акватинтах художник имитирует работу тушью. Вероятно, чтобы добиться такой лёгкости рисунка, он наносил кислоту на подготовленную металлическую доску прямо кисточкой. Такой оригинальный способ травления требует высокой скорости работы и твердой руки, а кроме того пары едкого химиката могут негативно сказаться на здоровье художника. Но зато на оттиске будет запечатлено ощущение легкости и непринужденности авторского мазка.

Сальвадор Дали. «Цербер». «У стен города Дис», из цикла «Ад». 1960-е © Фото: Евгений Наумов

Ксилографии Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте просто невероятны. Работая в этой технике, художник буквально вырезает из доски те элементы, которые на оттиске должны оставаться белыми. При этом для каждого цвета на гравюре необходимо резать собственную доску. Как мастеру удалось такими грубыми средствами передать впечатление живой линии и текучего акварельного мазка? Эти листы можно рассматривать бесконечно, находя всё новые нюансы.

Анри Матисс. «Грусть короля». 1952 © Фото: Евгений Наумов

В последнем зале представлены также Анри Матисс и Жоан Миро, каждый — тремя работами. Сложнейшие литографии первой серии имитируют аппликации из цветной бумаги — технику, к которой великий фовист обратился на исходе своего творческого пути. К похожим приёмам прибегает и Миро, однако пёстрые лоскуты здесь дополнены имитацией брызг краски и мазков полусухой кистью, что оставляет ощущение лёгкой небрежности.

 

Жоан Миро. «Собака, лающая на луну». 1952 © Фото: Евгений Наумов

Работы современных художников на выставке, посвящённой Марку Шагалу, оставляют двоякое впечатление. Видно, что кураторы очень хотели поместить их в контекст европейских мастеров, но ощущение чуждости остаётся почти у всех представленных произведений. Счастливым исключением стала, пожалуй, скульптурная группа Надежды Лихогруд. Неровная фактура шамота и неравномерная обливка глазурью действительно напоминают грубую витальную лёгкость работы, характерную для Шагала. Мягкие пастельные цвета: голубой, розовый, зелёный также можно найти и на представленных на выставке литографиях. Остальные четыре работы, хотя и составляют определённый интерес сами по себе, кажутся здесь лишними.

Надежда Лихогруд. Без названия. 2019 © Фото: Евгений Наумов

В целом, кураторы выставки вполне справились со взятой на себя задачей сделать творчество признанных мастеров доступнее. На открытии было заявлено, что выставка Марка Шагала и его товарищей должна стать первой в серии подобных проектов, знакомящих, в первую очередь, жителей района с наследием мировой культуры. Ведь и правда, все эти шедевры не обитают в параллельном мире «высокой культуры», недоступные для простых смертных, они созданы для обычных людей и должны стать частью их самосознания. И хотя не у каждого есть возможность повесить дома хотя бы литографию Шагала или Пикассо, хотелось бы, чтобы всё больше россиян могли сказать: «Да, мы видели работы этих художников, здесь у нас, в соседнем доме. Красивые».

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты