Сегодня компании во всём мире активно взаимодействуют с искусством, привлекая к сотворчеству современных художников. Яркие коллаборации с людьми искусства помогают бизнесу нестандартным способом рассказать о бренде и привлечь к себе внимание, добавить эмоции в общение с покупателем. Часто к искусству обращаются бренды роскоши. На примере именитых французских винодельческих домов Château Mouton-Rothschild и Louis Roederer Вера Тимошенко, колумнист DEL’ARTE Magazine, арт-менеджер и эксперт в сфере международных коммуникаций, рассказывает о коллаборации бизнеса и искусства.
MOUTON–ROTHSCHILD ×
СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ
Винные этикетки, оформленные художниками, сегодня никого не удивляют. К этому приёму прибегают виноделы и маркетологи по всему миру. Но было время, когда они считались чудачеством или забавой.
Одним из первых «подружил» современное искусство и вино барон Филипп де Ротшильд в середине прошлого века. В 1922 году управление винодельческим хозяйством Château Mouton-Rothschild в Бордо, где производят одно из великих вин Premier Grand Cru Classe, перешло в руки 20-летнего барона. Молодой предприниматель с энтузиазмом взялся за дело и принял ряд решений, которые произвели революцию в мире вина. Например, Филипп впервые начал бутилировать вино в шато (mis en boutelle au chateau). Ему же принадлежит идея привлекать к оформлению этикеток художников.
Первая попытка, предпринятая совместно с французским иллюстратором и графическим дизайнером Жаном Карлу для урожая 1924 года, вызвала шквал критики, и от новаторской идеи тогда отказались. Но лишь на время. Начиная с 1945 года, этикетку каждого нового урожая Château Mouton-Rothschild украшает картина известного современного художника или знаменитости.
Этикетка Chateau Mouton Rothchild (1945) © Фото: chateautamagne.ru
С тех пор этикетки для Château Mouton-Rothschild оформляли Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Хуан Миро, Жорж Брак, Френсис Бэкон, Сальвадор Дали, Илья Кабаков, Джефф Кунс, принц Чарльз. Со временем на бутылках Château Mouton-Rothschild собралась впечатляющая коллекция шедевров, по которым можно изучать историю современного искусства.
Этикетка Chateau Mouton Rothchild. Слева — оформленная Марком Шагалом (1970),
справа — Ильёй Кабаковым (2002) © Фото: chateautamagne.ru
В 1962 году баронесса Ротшильд открыла в шато музей, посвящённый искусству винопития (l‘art de boiredu vin), в котором представлены все этикетки Mouton, оформленные художниками. Музей можно посетить, записавшись на экскурсию в шато.
В 1981 году баронесса организовала выставку L’art et l’etiquette («Картины и этикетки»), которая с успехом прошла в более чем 40 музеях в различных странах. Выставка рассказывала о художниках, а заодно рекламируя вино и шато.
Музей в Château Mouton-Rothschild © Фото: Вера Тимошенко
Традиция оформления этикеток современными художниками в Château Mouton-Rothschild продолжается до сих пор. Каждый год создаёт интригу: кто будет оформлять очередную этикетку. Последняя из них —коллаборация с британским художником-фигуративистом Питером Дойгом, который оформил вино урожая 2020 года. Его работа представляет собой сказочный пейзаж и содержит отсылку к творчеству Сезанна и Ван Гога.
По случаю выпуска очередного винтажа и этикетки Château Mouton-Rothschild объединилось с аукционным домом Sotheby’s, который выставил на аукцион коллекционный набор вина, включающий, в частности, двойной магнум, подписанный художником и владельцами шато, и единственный доступный для продажи Nebuchadnezzar (Навуходоносор). Уникальный суперлот продали за €175 тыс.
Лот Chateau Mouton Rothchild на аукционе Sotheby’ © Фото: sothebys.com
По классификации вин Бордо 1855 года Château Mouton-Rothschild не попало в первую категорию. Она была присвоена уже в 1973 году специальным указом Жака Ширака, благодаря не только безупречному качеству вина, но и его грамотной рекламе, в том числе при помощи искусства. Включение Château Mouton-Rothschild в первую категорию классификации вин Бордо — главное достижение барона, которое сделало Château Mouton-Rothschild одним из самых желаемых вин для коллекционеров всего мира.
LOUIS ROEDERER ×
DUY ANH NHAN DUC
Louis Roederer известен сегодня не только как Дом престижных шампанских вин, но и как меценат и патрон культуры и искусства. Компания создала фонд Louis Roederer, деятельность которого заключается в «прославлении творческого начала, развитии нематериальной ценности собственных вин, создании источника вдохновения для работы всех сотрудников компании». С 2003 года Дом активно возрождает витикультуру, развивает органическое земледелие и поддерживает творческие инициативы в различных областях искусства.
Дом Louis Roederer пригласил к сотрудничеству вьетнамского художника Зуй Аня, который создаётинсталляции из природных материалов. Вместо традиционной палитры он использует клевер, овсяный корень, лишайник, пшеницу, одуванчик, виноградную лозу, почву и камни — всё это становится материалом для его деликатных творений. Художник создаёт природные шедевры, воплощая хрупкость и мимолётность момента.
Бережное отношение к природе как к неиссякаемому источнику вдохновения — это то, что объединяет Зуй Аня и Louis Roederer. «Мы с трепетом относимся к магии Природы и стремимся обращаться с Природой как можно бережнее, чтобы эта магия отразилась в наших винах», — говорит Фредерик Рузо, генеральный директор Louis Roederer. «Через свои работы я пытаюсь раскрыть уникальное очарование природы», — вторит ему художник Зуй Ань.
Из этого трепета перед природой и стремления раскрыть ее уникальное очарование родилась красивая коллаборация «Неразрывная связь с Природой», цель которой — отдать дань ценности, красоте и поэтичности работы, выполняемой сотрудниками Louis Roederer совместно с природой.
Сотрудничество Дома и художника длилось два года, в течение которых Зуй Ань жил в шато, погружался в мир виноделия, наблюдал за процессом создания вина и пытался соединить природу и искусство. Результатом стали пять работ: «Линии жизни», «Космос», «Фрагменты», «Память почвы» и «Ветер в поле». Каждая из них раскрывает красоту природы и посвящена определённой стихии. Например, работа «Линии жизни» представляет собой огромную каменную глыбу, состоящую из множества мелких блоков мела, но, подходя ближе, мы замечаем золотистые жилки, покрывающие мел, — это и есть линии жизни. Произведение «Память почвы» — настоящее цветочное волшебство.
«Линии жизни» © Фото: chateautamagne.ru
«Память почвы» © Фото: chateautamagne.ru
В 2015 году началась коллаборация Louis Roederer и фотографа Жана-Шарля Гютнера, объединяющая искусство фотографии и ампелографию — науку о видах и сортах винограда. Этот проект поднимает вопрос сохранения биоразнообразия на виноградниках Шампани.
Результатом сотрудничества стала серия фотографий под названием «Солнечная панель», выполненных на традиционной корейской бумаге ханджи (hanji). Изучив биоразнообразие винодельческого хозяйства, фотограф увековечил его красоту в снимках-портретах виноградных листьев различных сортов, где каждый лист одновременно похож и отличен один от другого по форме и цвету, и в этом генетическом разнообразии залог неповторимого вкуса вина.
«Солнечная панель» © Фото: louis-roederer.com