В залах Московского музея современного искусства открылась персональная выставка Андрея Дюди Сарабьянова «Там, где сердце». Здесь представлены несколько серий работ, и самые значительные из них — цикл «Сила». В него входят живопись, графика, скульптура и декоративный фарфор. И кураторы проекта вполне заслуженно называют его «смысловым и структурным стержнем» экспозиции. Об этом масштабном проекте и других работах, которые можно увидеть на Гоголевском бульваре, рассказывает Евгений Наумов.
Из цикла «Сила». 2023 © Фото: Евгений Наумов
Цикл «Сила» стал не просто стержнем выставки, а основным её содержанием. Другие серии работ Андрея Дюди Сарабьянова почти не выдерживают конкуренции с фигурами иноков, которые остаются монументальными даже в небольших графических работах. Художник вынес эти образы из путешествия на гору Афон — место уединённой жизни православных монахов разных стран. Эти фигуры сочетают в себе статику и динамику: прямая верхняя часть торса дополняется раздувающимися и развевающимися полами ряс. Согласно замыслу автора они должны вызывать эффект приближения, однако линия их силуэта настолько экспрессивна, что даже статичная поза становится стоп-кадром какого-то танца.
Из цикла «Сила». 2023 © Фото: Евгений Наумов
Особенно интересны крупноформатные работы, свободно размещённые в большом зале музея и занимающие пространство от пола до потолка. Тёмные фигуры двигаются вокруг зрителя, протягивают ему руки, подавляют своим присутствием. Будучи нарисованными на белом фоне, они смотрятся как преграда между посетителем выставки и источником света. Красная линия обводки силуэтов добавляет этому потустороннему свечению яркости, будто его лучи преломляются и размывают чёткий контур фигуры аскета, заставляя её мерцать. На обороте этих листов автор поместил виды берега Эгейского моря, связав образ и место, продемонстрировав, откуда именно пришли к зрителю молчаливые монахи.
03 Из цикла «Сила». 2023 © Фото: Евгений Наумов
Подобное сопоставление монументального образа и пейзажа осуществляется ещё в одном зале выставки. Здесь крупноформатные изображения монахов расположены напротив панорамы береговых скал, закрывшей целую стену. Таким образом, получается, что монахи на фоне сияющего белого фона не приходят с изображённого Афона, а устремляются к нему. В новом исполнении фигуры не идут, а буквально парят, отрываясь от невидимой горизонтальной плоскости, а эффект мерцания усилен сеткой из красных линий, которая иногда целиком покрывает их.
Из серии «Сила». 2023 © Фото: ММОМА
Есть в серии «Сила» и более камерные работы: небольшие полихромные холсты, иконные доски и графические листы, также изображающие монахов, то ли идущих, то ли танцующих навстречу зрителю. Именно в графических работах Андрею Дюде Сарабьянову удалось создать самые динамичные композиции, сделав видимыми вихри силовых линий вокруг тёмных аскетов. Статично-динамичные образы, найденные художником во время паломничества на святую гору, так глубоко запали ему в сознание, что он поместил их даже на декоративные интерьерные тарелки.
Из серии «Узбекистан». 2022 © Фото: ММОМА
Кроме цикла «Сила» на выставке «Там, где сердце» представлены также другие серии, в частности этюды, привезённые Андреем Дюдей Сарабьяновым из многочисленных путешествий: «Северная деревня Сондуга», «Таймыр», «Узбекистан», «Рим». Работы носят набросковый характер и демонстрируют мастерские навыки художника, твёрдую руку и чувство цвета. На представленных в залах ММОМА этюдах зритель встречает бескрайние блёклые пространства Русского Севера, яркие краски Центральной Азии, загадочную архитектуру Вечного Города.
Из серии «Девушки-красавицы, душеньки-подруженьки». 2012-2023 © Фото: Евгений Наумов
Эскизный характер носят также работы из серии «Девушки-красавицы, душеньки-подруженьки». Здесь художник собрал моментально выполненные портреты своих подруг и знакомых. Лёгкая рука автора запечатлела не только основные индивидуальные черты, но также характер и мимолётное настроение своих моделей. Представленные здесь работы равноценны и очень интересны для неторопливого разглядывания.
«3/4». Из серии «9/3». 2014 © Фото: ММОМА
Еще одним проектом, по концептуальной наполненности приближающимся к циклу «Сила», стали несколько серий с изображениями фасадов зданий. Андрей Дюдя Сарабьянов пишет, что окна его мастерской выходят на здания Москва-Сити, и глядя в них, он невольно сравнивает стеклянные фасады современных небоскрёбов со сталинской архитектурой окружающих деловой центр районов. Сопоставления архитектурных стилей разных эпох, поиск образа идеального дома, внимание к тому, в каком виде дошли до нас строения, казавшиеся нашим предкам великолепными и почти идеально выполняющими свои функции, — вот темы этих произведений. В сериях «9/3», «Зелёное платье», «Фасады», «Дом в Шишаках» нет стилистического единства, но зато каждая из этих работ по-своему уникальна и самостоятельна. К сожалению, куратор выставки не счёл необходимым снабдить каждую работу этикеткой, указывающей название и серию, к которой она относится.
Подводя итог, можно сказать, что выставка «Там, где сердце» оказалась очень разнородной. С одной стороны, это может быть плюсом, так как каждый посетитель найдёт здесь что-то, что будет интересно лично ему. С другой стороны, такое стилевое и тематическое разнообразие препятствует формированию представления о творческой программе автора. Андрей Дюдя Сарабьянов — профессиональный художник-постановщик в кино, а в свободное время он, видимо, любит путешествовать. Будучи творческой личностью, этот художник внимательно изучает мир вокруг себя, дома, людей, пытается проникнуть в их внутреннее содержание, в том числе используя навыки рисования. Для других подобные штудии, вероятно, послужили бы основой для законченной работы, но здесь художнику нравится сам процесс. Подобная увлечённость может увлечь и зрителя, но может также показаться наивной, поверхностной, чересчур распылённой. Ставил ли художник себе задачу понравиться зрителю? Возможно, что нет. Возможно, что он, подобно танцующему монаху, идёт себе к невидимому для нас берегу, а его творчество — это всего лишь материализованные силовые линии, возникшие из вихрей вокруг него.