Выставка института «База»: незавершенный модернизм, надежда и коза

Вечером 7 июня в Зверевском центре современного искусства открылась выставка семи студентов института «База», курируемая Светланой Басковой и Егором Софроновым. Евгений Наумов посетил мероприятие и готов поделиться впечатлениями.

Любители современного искусства с нетерпением ждали проект «Удержание средств» с момента публикации первого анонса. Поэтический кураторский текст эстетического аналитика Егора Софронова обсуждался в подпольном цехе Винзавода, теоретики совриска спорили, чего в нем больше: кристаллизованного смысла или возогнанной эстетики. Вот небольшая его часть:

«Этюды экономного экспериментирования с преображением действительности даже без заявки на открытое сопротивление невозможностям, а, напротив, служащие их немым, беспомощным констатациям, есть больше, чем формалистское умолчание. В лучшем случае в них можно искать индексы социального реализма после банкротства, после морального обнуления (если его признавать), или, лучше, в них — будучи ими, их носителями, выразителями и посредниками — под их давлением».

Артем Софронов и Светлана Баскова презентуют выставку «Удержание средств» © Фото: Евгений Наумов

Основной темой выставки стало представление об искусстве как о процессе, который принципиально не может быть завершен. Понятие «медиума», введенное когда-то теоретиками-модернистами в качестве замены устаревшего «художественное средство», приобретает новое значение. Так любой артефакт становится связующим звеном между предыдущим художественным опытом и всеми последующими, еще нереализованными замыслами. 

Каждый художник воплотил эту незаконченность как визуально, так и концептуально, практически повторив идею «трансфинитного искусства», предложенную Владимиром Слепяном. Этот классик русского андеграунда предлагает отказаться от законченного произведения как артефакта, как единицы музейного хранения. Молодые студенты «Базы», следуя этому принципу, постоянно перерабатывали свои проекты на протяжении последних трех месяцев. Таким образом, можно заключить, что на выставке в Зверевском центре зритель обнаружит временно зафиксированные результаты бесконечного творческого процесса.

Саша Князев «Черное», 2022 © Фото: Евгений Наумов

Небольшая инсталляция Саши Князева включает молчащий радиоприемник и стакан пережженной гречки. Здесь можно увидеть отсылку к знаменитой музыкальной пьесе Джона Кейджа «4 минуты и 33 секунды тишины», в которой многие склонны видеть запрет на поэзию после Освенцима, высказанный Теодором Адорно. Молчащий радиоприемник — это не просто тишина, а «звучащая» тишина, безмолвие, ставшее явным. Гречневая крупа, которая со временем становится все более символически нагруженной, здесь лишена своей прагматической функции, ведь ее уже нельзя ни съесть, ни прорастить.

Антон Пашуткин «Быть / Иметь», 2022 © Фото: Евгений Наумов

Антон Пашуткин раскрывает технологию создания «Быть / Иметь» в небольшом авторском тексте. В основе этой пары изображений (за которыми, к слову, может последовать большая серия) лежат стоп-кадры видеосъемок, то есть исключенные из бесконечного ряда мгновения. Художник изменяет цвет одних частей своего тела, закрашивая сплошным монохромным фоном другие, зрителю же предлагается поразмышлять над тем, почему сознание наделяет значимостью именно эти фрагменты и способны ли оно узнать их в отрыве от контекста.

Фарангиза Ра «Свадьба», «Битва», 2022 © Фото: Евгений Наумов

Два рулона Фарангиза Ра нельзя ни увидеть, ни воспринять целиком, ведь один из них имеет длину 10, а второй — 20 метров. Первый содержит сцены битвы, второй — атрибуты свадебного застолья. Потенциально каждый из них разворачивается в бесконечность, так как сражения и мирные праздники, к всеобщей печали и к всеобщей радости, всегда будут находить место в жизни каждого человека. Однако бесконечности эти все же не равны между собой, и «мирный» рулон в два раза длиннее, что, безусловно, дарит надежду.

Кристина Рамли «Серая полоса», 2021 © Фото: Евгений Наумов

Кристина Рамли представила зацикленное видео «Серая полоса», не имеющее ни начала, ни конца. Форма становится фоном, а фон — формой, ведь именно белые участки стены обретают сущности под ударами фотонов проектора, а серая полоса, наоборот, состоит из пустоты. Как и в случае с тишиной из радиоприемника Саши Князева, зритель сталкивается с сущностным ничто. Взгляд проваливается в этот вибрирующий разрыв во времени и пространстве, вырывающийся своим гипнотическим танцем из реальности.

Андрей Шепель «Решётка», 2022 (фрагмент инсталляции) и попытка атаковать модернистскую дискурсивную власть © Фото: Евгений Наумов

Стены и потолок в центре зала обклеены бланками различных табелей. Андрей Шепель использует излюбленный медиум, чтобы показать непрерывность модернизма, одним из символов которого Розалинда Краусс назвала решетку. Решетка разграфленого листа запирает человека внутри бюрократической машины, она разлагает его на числа, задает модели поведения. Эта невидимая тюрьма показателей эффективности растягивается от горизонта до горизонта, окружает со всех сторон, скручивается на полу подобно свиткам времен Ивана Грозного, подарившим русскому языку слово «волокита». Один из посетителей выставки был так впечатлен инсталляцией, что попытался напасть на нее с саблей, но безголового дракона так легко не победить! Но и из этой жесткой сетки находится выход через искусство: свободную абстракцию, экспрессивную, почти автоматическую, или через геометризм Пита Мондриана, заполняющий ячейки таблиц не цифрами, а чистым цветом. Такова двоякая роль модернизма: он создает античеловеческие, людоедские системы, но он же дает выход.

Анна Туркина «Побег», 2021 © Фото: Евгений Наумов

Анна Туркина растянула между вагонкой крыши и досками пола спортивный канат, в узлах которого удерживается ветка лиственницы, еще совсем недавно живая, покрытая молодыми иголочками. Лишайники на ее коре и сейчас продолжают расти незаметно для человеческого глаза. Еще одна метафора скоротечности времени и нескончаемости жизни. Отъятая часть дерева хранит память о единственном мгновении, но где-то за стенами выставочного пространства осталась вся лиственница, и ветки на ее ветвях уже набирают силу. Узлы рукотворного каната фиксируют естественное создание природы в нежных, но крепких объятиях. Есть в этом представлении взаимодействия искусства и художественного средства доля эротизма.

Диана Романович «Без названия», 2022 © Фото: Евгений Наумов

Сундук, наполненный бурой землей, из которой как бы вырастают бесформенные белоснежные облитые золотом керамические объекты. В первоначальном замысле Дианы Романович никакой земли не было, и абстрактные фигуры из глины должны были наполнять старый деревянный ящик, вываливаться из него, заполнять пространство вокруг, но, размышляя над текущими событиями, художница решила «похоронить» свои творения в почве. Хрупкие, чистые, сверкающие на свету фрагменты должны были символизировать предвечное женское начало, которое, сколько не прячь, все равно однажды прорвется наружу. Эту метафору можно распространить на все самое ценное для человечества: любовь, свободу, доброту, доверие. Искусство тоже становится такой погребенной абсолютной ценностью, и помещение выставочного зала, по замечанию Константина Бохорова, напоминает гроб.

Арт-директор Зверевского центра Надежда Лисовская, художница Анжелина Аганина и коза Янка © Фото: Евгений Наумов

Торжественно-мрачное настроение было разогнано появлением козы Янки, которую на руках внесла художница Анжелина Аганина. Внепрограммный хэппенинг взбодрил публику, и все наперегонки начали объяснять милому животному современное искусство.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты