Выставка «Материнская плата» Маши Данцис: сквозь опыт дигитального материнства

В выставочном пространстве Masters Digital Gallery недавно завершился проект “The Motherboard” художницы Маши Данцис, посвящённый исследованию опыта дигитального материнства. Подробнее о выставке и о её влиянии на зрителя — рецензия от Ольги Капрановой специально для DEL’ARTE Magazine.

Завершившаяся в мае 2023 года пандемия Covid-19 заставила мир с новой силой почувствовать нетождественность слов «рядом» и «вместе». С закрытием границ в 2020 году художница Маша Данцис и её сын Йонатан оказались в разных странах. Невозможность живых встреч подтолкнула их к нахождению единого пространства, над которым территориальные границы были бы невластны: Маша и Йонатан начали играть в Minecraft. Так родился проект “The Motherboard” («Материнская плата»).

Через совместное с сыном нахождение в видеоигре художница осмысляет личный опыт родительства, неразрывно связанный с цифровым миром. Дистанция между автором и проектом предельно мала. Художница превращает собственный опыт не только в мотив проекта, но и в его материю. В мотиве-материи слышится, как Данцис воплощает каноны женского письма, заданные Элен Сиксу: «писать для себя, ты для себя; твоё тело — твое, возьми его». Художница делает субъективность своим авторским методом и мироотношением. Субъективность не сводится к биографичности проекта: всё, о чём говорилось ранее, — ковидные предпосылки, родительские интенции — не цель, но средство. В «Материнской плате» автор показывает, что такое «писать себя», но вместе с этим совершает погружение на новую глубину: выбор художницы — не только «писать себя», но и «писать собой».

Скриншот игры Minecraft

Для проекта, в котором художница и её сын Йонатан проводят часы в популярной игре, важна процессуальность и текучесть. Точно так же, как жизнь — это множество точек постоянно сменяемого настоящего времени, Minecraft — это текучее время игры. В Minecraft нет уровней или миссий, игроки свободны от требований и достижения целей. «Реальная» жизнь не дробится на уровни кроме тех этапов и вех, которые задаёт сам «играющий» (или «живущий», что, впрочем, одно и то же) — Minecraft в этом созвучен внеигровой действительности.

Разговор о видеоигре может натолкнуть на размышления о дихотомии «реального»/«виртуального». Маша Данцис «Материнской платой» переосмысляет отношения в этой противоборствующей паре. Виртуальное неотделимо от реального; виртуальное более реально, чем реальное. В Minecraft игроки создают себе угловатые тела, чтобы собранный из кубиков мир оживал и огранялся. Маленькие пиксельные человечки говорят друг с другом живыми голосами. В «Материнской плате» мы слышим диалоги художницы с сыном Йонатаном, будто нам позволено подслушать камерный бытовой разговор двух близких людей. Герои игры строят дома, учат друг друга новому. Здесь нет консервативной родительской власти и сыновьего подчинения: в мире Minecraft ребёнок и родитель вместе создают и осваивают пространство, трепетно относятся к телам квадратноголовых аватаров, как если бы опасались задеть друг друга (телом или словом), находясь рядом в «нашем» мире. Художница «пишет собой» историю «Материнской платы», в то же время создавая и развивая самое интимное — отношения с сыном. Цифровое материнство Маши Данцис — это процесс бесконечного становления и развития личного опыта родительства.

Маша Данцис и её сын Йонатан в 2011 году. Фото предоставлено художником

Погружение в текстуры и ландшафты Minecraft позволяет Маше Данцис преодолеть территориальные границы и снять с них всякую значимость. Отношения близких людей внутри игры не менее реальны, чем в традиционно понимаемой «жизни». Опыт игры — не «костыли» и не симулякр реальности; это способ быть. Вместе с этим, неизбежная игровая условность (над-мирность, вне-мирность) позволяют коснуться тех тем и проблем, к которым «буквальное» прикосновение было бы невыносимо больным. Minecraft освобождает от внешних и внутренних границ: играющие обволакиваются течением единой неразрывной жизни.

Субъективность проекта и интимность детско-родительской темы задаёт зрителю вопрос: где в «Материнской плате» та точка, в которой зритель мог бы поместить себя? Как войти в то, что создано и написано живым опытом двух любящих людей, находящихся в постоянном создании? Возможно, существенно разнится восприятие проекта теми, кто (как Маша и Йонатан) живёт в мире Minecraft, и той публикой, что вместе с автором этого текста выбирает скопофилический взгляд со стороны. Как бы то ни было, зрителю стоит сделать шаг назад. «Лицом к лицу лица не увидать» — и далее по тексту. Майнкрафтные пиксели для неподготовленного взгляда не-игрока подобны импрессионистским мазкам и точкам: чтобы собрать восприятие воедино, стоит отступить на шаг, отстраниться от буквальности (и вместе с этим условности) компьютерной игры в проекте. То, что происходит на полиэкранах выставки — полёты, проезды на вагонетках, прогулки в кубических экстерьерах — это штрихи и пятна, которые зрителю вверено собрать внутри себя.

Зрителю не важно смотреть на записи чужой игры, но ему необходимо немного отступить от того, что ему «явлено», чтобы услышать, как прожитый кем-то опыт жизни в двух (и одновременно в одном) пространствах начинает звучать внутри него собственным голосом. Я, зритель, вижу не то, что я вижу. Игра, человечки, текстуры, созданная игроками архитектура — всё это пространство пульсирует собственной жизнью. Зритель волен настроить свою внутреннюю оптику так, чтобы за визуальным воплощением проекта почувствовать голос «Материнской платы», которому не нужно звучать рядом. Достаточно звучать вместе.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты