В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась масштабная выставка о развитии кинетического искусства в России, захватившая эпохи авангарда и современности. Специально для DEL’ARTE Magazine Анастасия Симохина посетила проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» (0+) и рассказала, как не заблудиться на выставке, и почему от экспонатов может закружиться голова.
Часть экспозиции выставки «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России». © фото Анастасии Симохиной
В России пик интереса художников к кинетическому искусству пришелся на 1960–70-е годы, но идеи преображения окружающего мира с помощью движения и света появились еще в начале XX века у авангардистов. Именно на этих периодах истории развития кинетизма сделали акцент кураторы петербургского Манежа и Третьяковской галереи на Крымском валу, не забыв представить зрителям и работы современных последователей направления. Выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в прошлом году с успехом прошла в Петербурге, несмотря на тотальный локдаун, а в этом году доехала до Третьяковской галереи в Москве, где ее можно увидеть с 25 января по 10 мая.
Выставка делится на четыре лаборатории — зрения, искусствометрии, среды и синестезии. Границы довольно условны — кураторы отказываются от четкой геометрии и разделения пространства на залы, они ушли от идеи демонстрации экспозиции в формате линейной истории развития кинетического искусства. Поэтому здесь легко запутаться в переходах между экспонатами, особенно учитывая то, что каждый объект самодостаточен и будто старается перетянуть на себя внимание зрителя и заворожить его. Не зря на сайте галереи сделали упор на то, что «визуально активные работы, представленные на выставке, могут вызывать чувство дискомфорта». Это действительно так, что следует учитывать при планировании посещения выставки.
Иван Щетинин «Летатлин-оммаж». © фото Анастасии Симохиной
Лаборатория зрения
Из авангардных работ, которые представлены в «Лаборатории зрения», можно выделить произведения Малевича, Эля Лисицкого, а также эскизы Маяковского к пьесе «Мистерия Буфф» и «Цветовые таблицы» Михаила Матюшина. Некоторые из них дополняют работы современных художников. Например, Александр Вожжов при помощи анимации оживил эскиз Маяковского, а Иван Щетинин представил «Летатлин-оммаж», полностью повторяющий изобретение Владимира Татлина.
Во всех залах выставки прослеживается мысль, что кинетическое искусство опиралось на авангард. Но при этом многие идеи, возникшие во время расцвета кинетизма, используются и современными художниками.
Анна Андреева. Молекулы. © фото Анастасии Симохиной
Лаборатория искусствометрии
Кинетизм — это направление, которое связывает искусство с наукой и развитием технологий. Каждый художник выбирает для себя отправную точку, будь то атомы, динамика, лента Мебиуса, космос, на основе которой потом создается творческое высказывание.
Основное внимание на выставке «Лаборатория будущего» отдано работам 1960–70-х годов.
Работы раздела «Лаборатории искусствометрии» геометричны — художники визуализируют строение Вселенной, опираясь на ясные и строгие формы. Отсюда и название «искусствометрия», соединяющее в себе творчество и правило (геометрию).
Произведение искусства обладает упорядоченной структурой, которую нужно выявить, поэтому при взгляде на некоторые работы этой лаборатории начинает кружиться голова — настолько воздействует на человека сочетание спиралей, линий и деталей. Эффект некоторых работ усиливается благодаря взаимодействию с другими, например, работы Анны Андреевой «Молекулы» в сочетании с оп-арт-обоями Татьяны Андреевой подчеркиваются световой инсталляцией студии STAIN «Pattern».
Август Ланин. Стенд с работами. © фото Анастасии Симохиной
Лаборатория среды
«Техника творит чудеса. Чудеса должны прийти и в архитектуру», — гласит одна из экспликаций, цитирующая Николая Ладовского.
В «Лаборатории среды» собраны утопические мечты художников о преобразовании пространства. Пожалуй, в этой части экспозиции ярче всего видна потребность художников-кинетистов в трансформации формы окружающего мира. Здесь демонстрируются не только архитектурные мечты, например, известного мастера нереализованных проектов Ивана Леонидова, но и театральные (эскизы Малевича), а также дизайнерские идеи. Последние в большей степени представлены проектами Августа Ланина, который был знаком с работами многих кинетов, но держался особняком от их творчества. Искусство Ланина соединяет геометрию архитектурной формы со звуком и цветом. Результатом этой работы стали цветомузыкальное панно в помещениях для отдыха рабочих завода чистых металлов в Светловодске, а также установки на площадях города.
Вячеслав Колейчук «Металлосинтезаторы» © фото Анастасии Симохиной
Лаборатория синестезии
Последние залы «Лаборатории синестезии» представляют проекты, направленные на взаимодействие человека с произведениями искусства. Они предлагают зрителю подключить для восприятия органы чувств и исследовать свою реакцию на экспонаты. Интерактивность, в целом присущая современному искусству, делает эту часть выставки только лучше, позволяя зрителям наконец дотронуться до вращающихся и манящих проблесками света инсталляций. Такова тактильная звуковая инсталляция Анны Комаровой и Андрея Смирнова, выглядящая как подвешенный ствол дерева. Художники предлагают дотронуться до него и ощутить легкую вибрацию в ответ, обнять, прислушаться, воспринять объект как нечто живое, или пройти мимо: «При нежелании взаимодействовать — отвергнуть и пройти дальше». А также инсталляция «Metamorph» Анастасии Королевой, где жидкая скульптура начинает создаваться из вещества только при прикосновении человека к термен-сенсорам.
Кинетическое искусство завораживает, вовлекая зрителя в процесс создания. На выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» около 400 экспонатов. Столь масштабная экспозиция позволяет зрителю достаточно подробно познакомиться с направлением — увидеть, потрогать, почувствовать и заинтересоваться.