Выставка Staying with the trouble: Вирус как код мира после пандемии

В галерее AIR в Санкт-Петербурге до 11 апреля открыт выставочный проект Христины Отс и Лауры Родригез Staying with the trouble, посвященный изучению вирусов через призму art&science. Выставка объединила художников с самым разным бэкграундом: от биохакера Хизер Дьюи-Хагборг до арт-группы iBiom, работающей с идеологией капиталистического рынка. Специально для DEL’ARTE Magazine Диана Корсакова рассказывает про ключевые работы проекта, большинство из которых впервые представлены в России, и о том, как художники осмысляют тему вируса в пространстве art&science.

Галерея AIR открылась еще в сентябре 2020 года как арт-резиденция Университета ИТМО. Staying with the trouble — уже восьмой выставочный проект в этом пространстве. Его идея появилась у кураторов Христины Отс и Лауры Родригес в контексте вопроса о том, как мир приходит в себя после пандемии, если пытаться ответить на него с помощью средств, доступных в пространстве art&science.

Фрагмент экспозиции Staying with trouble. © Фотография предоставлена организаторами проекта

«Вроде бы все мы сейчас отходим от пандемии, но при этом все равно остаемся настолько вписанными в практики защиты от вируса, что уровень тревожности никуда не исчезает даже у тех, кто сделал прививку. Поэтому в проекте Staying with the trouble для нас было важно показать, что вирус — это не только COVID-19, что-то враждебное по отношению к человеку, но огромная вирусная реальность, в которой мы сами до конца еще ничего не понимаем. И нам показалось важным, предложить художникам подумать на эту тему», — рассказывает сокуратор Христина Отс о концепции выставки.

Сокуратор выставки Христина Отс и фрагмент работы Анны Ридлер «Вирус мозаики» (2019). © Фотография предоставлена организаторами проекта

Само выставочное пространство разделилось на две части: первый, основной зал, и второй — расширенное в связи с этим проектом пространство галереи. Стратегии просмотра для зрителей в первом зале установлены не так четко, скорее есть возможность познакомиться с равноценными контекстами, в которых следует рассматривать явление вируса: экономический, эстетический, контекст проявленности реальности пандемии в виртуальном пространстве и повседневных практиках. Во второй части экспозиции уже прослеживается четкий линейный порядок, а значит и путь зрителей, который заканчивается караоке, эдаким образом культурного кода самоповторения, не случаен.

ВИРУС И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

В основе инсталляции Пей-Ин Лин «Вирофилия» (2018) в самом центре первого зала — вопрос о том, можем ли мы воспринимать явление вируса не только как враждебное, а включить его в свою повседневность. Среди составных частей её инсталляции полотно со списком всех вирусов, зафиксированных наукой на данный момент, но Пей-Ин Лин оставляет пустое место для его продолжения.

Еще одна часть работы — поваренная книга, написанная для людей XXII-го века и посвященная альтернативной практике позитивного использования вирусов. Она стала основой перформанса, представленного на этот раз только в формате видео, с открытыми вопросами: возможно ли обожать вирус? любить? заказывать на дом?

Фрагмент инсталляции Пей-Ин Лин «Вирофилия» (2018) и работа «Поваренная книга — фрагменты из предисловия» (2018). © Фотография предоставлена организаторами

Фрагмент инсталляции Пей-Ин Лин «Вирофилия» (2018). © Фотография предоставлена организаторами

ВИРУС И ЭКОНОМИКА

© Anna Ridler “Mosaic Virus”

Наравне с контекстом повседневности представлен в первом зале и контекст экономический. Трехканальная видеоинсталляция Анны Ридлер «Вирус Мозаики» (2019) — это генерируемые искусственным интеллектом образы цветущих тюльпанов, своего рода голландский натюрморт XXI-го века. Базу данных для образов в виде десяти тысяч фотографий тюльпанов художница собирала и классифицировала в Амстердаме во время сезона цветения. То, что она искала — это вирус мозаики, что вызвал не только появление полос на лепестках тюльпанов, но и один из крупнейших экономических кризисов в истории Европы. Таким образом, размыкается свойство вируса как объекта, проявляющего себя только в пространстве телесности.

ВИРУС И УСТАЛОСТЬ

День открытых дверей Института Усталости (2021) арт-группы iBiom. © Фотография предоставлена организаторами проекта

Еще один контекст, представленный в первом зале, — это капиталистический рынок и эмоциональный фон мира после пандемии.

Институт усталости был создан как независимый проект корпорации iBiom в 2020 году «в ответ на проблемы уставшего общества», так о нем говорят сами авторы.

«Дни открытых дверей Института усталости» (2021) iBiom — это инсталляция и перформанс. Художники работают с идеологией капиталистического рынка и на этот раз запускают при Институте усталости программу «Слияние систем: вирусносоциальные исследования». Программа основана на знаниях новой науки социовирусологии, соотносящей поведение вирусов с механизмами, которые можно наблюдать в обществе.

Сам термин социовирусологии был введен профессором микробиологии и молекулярной генетики Самуэлем Диасом-Муньосом и его коллегами в 2017 году. Во время работы выставки на стенде можно заполнить анкету и стать потенциальным участником пилотного набора одной из программ обучения.

ВИРУС И ВРЕМЯ

Фрагмент работы Хизер Дьюи-Хагборг «Вирусное время» (2021). © Фотография предоставлена организаторами проекта

Фрагмент работы Хизер Дьюи-Хагборг «Вирусное время» (2021). © Фотография предоставлена организаторами проекта

В контексте пандемии и самоизоляции вопрос о времени стал звучать совсем по-другому. Впервые о том, чем является время в мире вирусов, еще в 2011 году задумался научно-популярный писатель Карл Циммер. Работа художника и биохакера Хизер Дьюи-Хагборг «Вирусное время» — уже размышление над этим вопросом в поэтической форме. Зрителю предлагается пройти жизненный цикл вируса, следуя за поэтическим текстом.

«Вирусное время» уже не первая работа Хизер с вирусом как объектом художественной практики. Предыдущая её работа Lovesick — разработка вируса любви, настоящего ретровируса для заражения клеток и внедрения дополнительной копии гена гормона окситоцина.

А проект, благодаря которому Хизер Дьюи-Хагборг наиболее известна, — это Stranger Visions. Для него она собирала волосы, окурки и жвачку на улицах Нью-Йорка, выделяла образцы ДНК и воссоздавала по ним внешность людей, оставивших свои следы. Маски получившихся лиц составили арт-серию и выставлялись, в том числе в MoMA, нью-йоркском Музее современного искусства. Этот проект ставит вопрос о том, насколько на самом деле защищена личная информация, хранящаяся не только в виртуальном пространстве, но в наших генах.

ВИРУС И КОД

Фрагмент работы Натальи Балабановой «TATA BOX» (2021). © Фотография предоставлена организаторами проекта

Линейную часть второго блока экспозиции завершает эмоционально разряжающая работа Натальи Балабановой «TATA BOX» (2021) — караоке, которое может быть использовано прямо по назначению. Для художницы структура как вирусной, так и человеческой жизни связана с функционированием ДНК и организованностью ее процессов, а значит, своеобразным кодом. Эта встроенность кода, символа в биологический порядок дает основание говорить о том, что мы — это код, а значит и Бог, как считывается в тексте к работе художницы, является кодом.

Проект Staying with the trouble — это осмысление не столько личного опыта прохождения через пандемию или преломление образа вируса в контексте культуры и искусства, но и попытка взглянуть на явление с помощью инструментария art&science, когда без базы фундаментальных научных знаний рассмотрение объекта в принципе оказывается невозможным.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты