В Новой Третьяковке с 19 сентября по 20 января проходила ретроспективная выставка “Михаил Ларионов”. Ларионова не так часто экспонируют в России и его картины специально для проекта собирали по музеям Франции, Испании и Англии. Все это сделало проект Третьяковки чуть ли не центральным событием осеннего выставочного сезона. Но есть в этой выставке и один сложный момент: она кажется неполной, в ней много недосказанности, как будто бы что-то разбили и показывают только осколки. Все потому, что рядом с картинами Ларионова нет работ его жены Натальи Гончаровой. И вот почему это очень важно…
Марина Цветаева писала о самой яркой паре российского авангарда: “Много в просторечии говорится о том, кто больше, Гончарова или Ларионов. — «Она всем обязана ему». — «Он всем обязан ей». — «Это он ее так, без него бы…» — «Без нее бы он…» и т. д., пока живы будут. Из приведенного явствует, что — равны”.
О такой истории любви, союзе душ и творчества мечтает любой человек, никто не исключение. Ларионов и Гончарова просто неразделимы. И за всю жизнь их не смогли разлучить ни обстоятельства, ни сплетни, ни “Русские сезоны” Дягилева, но в наше время это смогла сделать Новая Третьяковка. А ведь художники всегда были против того, чтобы их выставляли отдельно друг от друга.
Только вместе
Михаил Ларионов – лидер русского авангарда. Наталья Гончарова – выдающийся художник-авангардист, доказавшая, что женщина в искусстве может добиться больших успехов. Они были не просто мужем и женой, но и творческим тандемом, в котором даже сегодня трудно разобраться – где работы Ларионова, а где Гончаровой.
Они вместе искали вдохновение во французском импрессионизме, восхищались работами Матисса и Ван Гога, работали над теорией лучизма.
О прочности их уз говорит простой факт: оба художника отказывались выставляться отдельно друг от друга. Так, например, Ларионов не захотел ехать без Гончаровой на выставку «Два века в русской живописи и скульптуры» в Гран-Пале. А она не хотела участвовать в «Русских сезонах», пока не получила от Сергея Дягилева телеграмму со словами «Разумеется, Ларионов едет с Вами». Благодаря Дягилеву Ларионов и Гончарова увлеклись музыкой и балетом: она делала декорации, а он принимал участие в работе над хореографией «Русских сезонов».
Интересно, что узаконить свой союз они решили только после пятидесяти пяти лет совместной жизни. – и только ради того, чтобы стать наследниками общей коллекции. Опять же, – общей.
Персональная выставка или одиночество
Свою рецензию www.theartnewspaper.ru на выставку газета The Art Newspaper назвала «Михаил Ларионов в лучах своей собственной славы». Искусствоведы считают, что так и должно быть: творчество Ларионова в свое время недооценили и выставляли одну Гончарову. К тому же, ее в одиночку привозили www.tg-m.ru/articles в ту же Третьякову в 2014 году, а его последний раз отдельно показывалив России аж в 1980. И о прошедшей выставке в Новой Третьяковке “Михаил Ларионов” говорят не иначе как о торжестве справедливости.
Но стоит ли забывать, что Ларионов и Гончарова прошли весь свой творческий путь рука об руку. Даже на этой одиночной выставке Ларионова, где сначала кажется, что прославляется только он, можно встретить Наталью Гончарову. Здесь представлены три ее портрета, написанных Ларионовым в 1907, 1915, 1920-х годах. Первый даже очень напоминает ее собственный автопортрет 1905 года. Говорят о вечном творческом тандеме и афиши выставки театрального искусства, где фамилии художников стоят рядом: “EXPOSITION D’OEUVRES de Gontcharova et de Larionov”.
Исходя из этого всего и вопрос: можно ли познать творчество Ларионова, не узнав работ Гончаровой? Или лучше просто экспонировать их коллекции так, как предполагалось самими художниками, а не разбивать их творческий союз.