Хроника в скульптуре / Скульптура в хронике: «Сопряжение форм»

12 октября 2023 года в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялось открытие выставки «​​Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век», созданной совместно с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Выставка является продолжением проекта 2021 года «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», кураторы и исследователи которого позволили зрителям погрузиться в историю отечественной скульптуры XVIII–XX столетий. За скульптурным движением в новом проекте ЦВЗ «Манеж» специально для DEL’ARTE Magazine наблюдала Ольга Капранова.

Основная тема проекта «​​Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» — взаимонаправленные отношения скульптуры и кинохроники. Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике — ключевой хиазм выставки. Воплощая скульптурно-кинематографический диалог, создатели выставки разделили пространство экспозиции на тематические блоки. Название каждого раздела вдохновлено кинотерминами: «Сценарный план» (главные социально-исторические вехи ХХ века, «краткое содержание» проекта), «Действующие лица» (скульптурные портреты знаковых деятелей XX века), «В главных ролях» (модели осуществлённых и неосуществлённых памятников), «0+» (мир детства в скульптуре), «Монтаж и цветокоррекция» (цветная и абстрактная скульптура); «18+» (исследование обнажённой натуры). Финал экспозиции — раздел «Широкий формат» (тема ремесла и труда в скульптуре, включающая в себя «Мастерскую скульптора», где посетители увидят документальную хронику создания знаковых скульптур ХХ века).

 «Действующие лица» © Фото: Ольга Капранова

На экспозиции представлено 333 работы за авторством более чем 200 скульпторов (в том числе Михаила Аникушина, Веры Мухиной, Эрнста Неизвестного, Степана Эрьзи и многих других). Скульптуры из фондов 48 ведущих организаций культуры и науки Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний охватывают столетие российской/советской/постсоветской истории, позволяя проследить за изменениями стилей, оптик и тематических акцентов, отражающих каждый период. Как отметила Елизавета Павлычева (куратор выставки, ЦВЗ «Манеж»), организаторы преследовали две цели: с одной стороны, подарить зрителям радость узнавания от встречи с известными именами и работами, с другой — поместить в выставочное пространство те примеры русской скульптуры, которые долгое время хранились в запасниках (что не умаляет их значимости и возможностей для исследовательской работы).

Виктор Синайский (1893–1968). Бюст Ф. Лассаля. 1922 (Гранит, вырубка. Государственный музей городской скульптуры) © Фото: Ольга Капранова

Архитектурная концепция проекта принадлежит Ингмару Витвицкому. Архитектор-художник преобразовал пространство ЦВЗ «Манеж» тканевыми драпировками. На время проведения выставки традиционные стекло и металл «Манежа» укутаны в полотна мягкого известкового тона, чтобы никакие дополнительные архитектурные элементы не мешали зрительскому восприятию. Всё внимание посетителей концентрируется на главных «действующих лицах» — скульптурах.

 Фрагмент выставки «​​Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век», ЦВЗ «Манеж»
© Фото: Ольга Капранова

Фрагмент выставки «​​Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век», ЦВЗ «Манеж»
© Фото: Ольга Капранова

Ткань в выставочном пространстве становится объединяющей материей, на фоне которой «звучат» скульптурные работы. Классический для скульптуры сюжет «мрамор как ткань» обретает здесь зеркальное значение: ткань как мрамор. Пустотность и технологичность «Манежа» вуалируется, острота углов стирается единым движением драпировок. Разновысотные подиумы, на которых размещены скульптуры, и лаконичные стеллажи в аванзале напоминают «естественное» пространство мастерской скульптора.

Аванзал. Фрагмент выставки «​​Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век», ЦВЗ «Манеж»
© Фото: Ольга Капранова

Деление экспозиции на коридоры-линии позволяет зрителям проследовать задуманным маршрутом и выстроить единый сюжет. Логика срежиссированного движения в выставочном пространстве вторит кинематографической темпоральности: драматургия выставки разворачивается во времени. Связь скульптуры и кинематографа усиливается кинохроникой, наполняющей плоскости стен «Манежа».

Фрагмент выставки «​​Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век», ЦВЗ «Манеж»
© Видео: Ольга Капранова 

Владимир Лемпорт (1922–2001). Броненосец «Потёмкин» (портрет С. М. Эйзенштейна и композиция на тему фильма). 1965. Гипс тонированный. Музей кино © Видео: Ольга Капранова 

Документальные кадры воспроизводятся как на цифровых мониторах, так и на покрывающей скульптурные постаменты ткани, которая становится экраном для проекции. Ткань наслаивается на предметный мир, в то же время оказываясь под наслаивающимся на неё изображением. Через «Сопряжение форм» и междисциплинарную связь кино и скульптуры раскрывается изначальный скульптурный кинетизм, мыслимое движение, идея динамики.

Михаил Дронов (р. 1956). Лебединое озеро. 1994. (Бронза, патинирование. Московский музей современного искусства © Видео: Ольга Капранова 

Чтобы усилить внутреннее движение скульптуры, кино расслаивается на отдельные структурные элементы. В разделе «18+», посвящённом обнажённой натуре, движущийся свет запускает работу теней и через скульптуру создаёт новые проекции на тканевый экран.

«18+» © Фото: Ольга Капранова

 

Вера Мухина (1889–1953). Ветер. 1927 (Бронза, Государственная Третьяковская галерея)
© Фото: Ольга Капранова

Над выставкой работали:

Куратор: Елизавета Павлычева (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург)

Сокураторы: Елена Карпова, Елена Василевская, Марина Стекольникова (Русский музей, Санкт-Петербург), Ирина Седова (Третьяковская галерея, Москва), Иннокентий Иванов

Координаторы: Рената Урусова, София Антипычева, Мария Королёва (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург)

Архитектурная концепция: Ингмар Витвицкий

Архитектура: «Ингмар “АСБ”»

Графический дизайн: Денис Калядин

Логистика: «Передвижникъ»

Застройка: «Декор-ателье»

Проект реализован при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Возрастное ограничение — 12+.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты