Музей криптографии представил в Москве путешествующий международный арт-маркет “Чёрный интернет-рынок «Ями-Ичи»”. Проект группы японских художников уже 10 лет принимают кураторы в разных городах мира. На «подпольном» арт-рынке посетители могли приобрести нетривиальные товары, материализовавшиеся из интернет-среды. Технологический обозревать Ольга Проходцева погрузилась в необычный шопинг специально для DEL’ARTE Magazine.
Интернет-маркет «Ями-Ичи» (в переводе с японского «чёрный рынок») принимали уже Токио, Сеул, Шанхай, Нью-Йорк, Лондон и Амстердам. В Москве рынок проходил уже во второй раз. Авторы проекта из Японии – коллектив Exonemo и арт-группа IDPW.org – предлагают организаторам из разных стран устраивать что-то вроде «интернет-браузинга лицом к лицу», собирать на своих площадках художников, дизайнеров и программистов и предлагать им поразмышлять над концепцией товаров, которые стали бы продолжением цифровых артефактов вроде лайков, репостов, аватаров, web-сайтов в обычной офлайн-среде, т.е. нематериальное интерпретировать в материальное на тот случай, если однажды это исчезнет из нашей жизни.
© Фото: Шамиль Хасянзанов
Сохранить память о самом важном в интернете можно, лишь пересмотрев его истинную ценность для людей. Такая задача доступна только довольно творческим персонам, кому как не арт-комьюнити взяться за неё. По результатам объявленного командой музея опен-колла в проекте приняли участие: Миша Ковёр, Полина Чернышева (с проектом «Это просто», получившим премию ASTA в номинации «Искусственный интеллект»), художница Varluch, а также Мария Истомина, Таня Аполлинер, pS (Полина Софитель), Михаил Савотиков, NeonRat, O. Macbain, Дмитрий Кузнецов [dkx86], Екатерина Cyberkissa Никифорова, larkovsky, Настя Баржа и другие представители творческих профессий и энтузиасты интернет-культуры.
© Фото: Шамиль Хасянзанов
У российских авторов появилась новая возможность показать своё уникальное творчество и монетизировать его не в условиях крипто-платформы в виде NFT-токенов, как ни странно уже понятных всем, а по-настоящему вживую встретить своего покупателя. Куратор Музея криптографии Анна Титовец говорит о ценности проекта так:
«Маркет «Ями-Ичи» задуман как ироничный проект, подразумевающий, что порожденные интернет-средой сущности могут находить свою интерпретацию в физическом мире, усиливая идею взаимопроникновения физического и цифрового. Для нас это проект, позволяющий выйти за пределы строго научного дискурса и перейти в поле художественной интерпретации. Концепция проведения интернет-рынка «Ями-Ичи» в рамках профессиональной конференции “Screenshot_2023” дала возможность пригласить к нам людей, которые по-другому показали современный интернет. Меня вдохновляет то, что разные специалисты, которые могут даже не позиционироваться как художники, присылали нам свои работы. На выставке они смогли лицом к лицу встретиться со своими зрителями».
© Фото: Шамиль Хасянзанов
Некоторые работы действительно имели ироничный, но глубокий подтекст. Например Юлия Кевич в проекте «Одиночество в (нейро)сети» делилась с искусственным интеллектом историями её личных свиданий с совершенно разными мужчинами из интернета. Изливая душу нейросети в виде promt-сообщений, художница фиксировала моменты личной жизни в виде генеративных изображений, которые распечатывала и предлагала покупателям. Рассказывая свои впечатления о совместной работе с машиной, Юлия вдохновлённо описывает взаимодействие с этим медиумом: «Для меня было важно, что я как бы её (нейросеть) вела вместе с собой за руку, и она вместе со мной переживала эти впечатления».
Юлия Кевич, «Одиночество в (нейро)сети» © Фото: Ольга Проходцева
Художница с псевдонимом Varluch создала секретную библиотеку уникальных изображений и обучила ими нейросеть на создание макетов необычных объектов «AT-001». Потом уже другая нейросеть обработала созданные коллегой макеты в 3D-модели, и руками мастера на свет появились дизайнерские игрушки, которые автор и предложила покупателям маркета. Студентка Школы дизайна НИУ ВШЭ создаёт свои работы в соавторстве с нейросетями, уважает и признаёт их авторский потенциал, но всё-таки рассматривает этот медиум как инструмент для реализации собственных идей.
Varluch, игрушки АТ-001 © Фото: Ольга Проходцева
В оппозиции нейросетевому искусству программист Дмитрий Кузнецов (ник dkx86) вдохновился своей авторской разработкой кода и предложил послушать, как звучат разные веб-сайты. На CD-дисках он предлагал записи необычного звучания объектов, с которыми мы взаимодействуем только в Сети. Оказалось, что картинки с мемами, исполняемые файлы приложений, html-страницы звучат по-разному. Художник предложил нам услышать то, что мы не замечаем, в проекте “Wired Sound of Wired Network”. Другие участники маркета – члены «Клуба любителей интернета и общества» – разгадывали загадки прошлого в своей экспедиции по России в поисках утраченных дизайн-элементов устаревших веб-страниц. Проект транслирует необходимость привлечения внимания к сохранению истории веб-дизайна для следующих поколений. Найденные артефакты художники предлагали в виде конструктора, который посетители могли собрать, вырезая и наклеивая их на собственную, приобретённую у исследователей олдскульную страницу-открытку.
Клуб любителей интернета и общества © Фото: Ольга Проходцева
Авторы проекта “Чёрный интернет-рынок «Ями-Ичи»” заботливо сохраняют историю проведённых мероприятий по всему миру, на их веб-сайте можно найти информацию о всех прошедших событиях. В прошлом году, к 10-летию проекта, они собрали документацию организаторов и по ней выпустили книгу “A Decade To Download. The Internet Iami-Ichi 2012-2021”: на 800 страницах издания уместилась информация об участниках 40 арт-маркетов, прошедших в 30 городах мира, в том числе и участниках чёрного рынка в Москве на фестивале «Политех» в 2016 году. В цифровом формате сборник распространяется бесплатно, что делает такой большой архив уникальных идей художников доступным для изучения интернет-культуры исследователям со всего мира.