В Санкт-Петербурге в рамках культурной программы ПМЭФ-2024 «Петербургские сезоны» прошла Третья ярмарка современного искусства 1703. В Центральном выставочном зале «Манеж» художественные галереи и проекты из России, Турции и Объединённых Арабских Эмиратов представили экспозиции в секциях «Основа», «Алгоритм», «Проект» и «Материал». Редакция DEL’ARTE Magazine посетила мероприятие, ставшее уже одним из ключевых на арт-рынке России.
В текущем выпуске внутреннее убранство и архитектура застройки ярмарки изменились, пространство, открывающееся аванс-залом с кафе и книжными магазинами, стало более уютным. Экспозиция из 41 стенда объединила галереи и проекты современного искусства, здесь арт-рынок представили участники из разных частей России и зарубежья. В числе стендов можно было встретить московские и петербургские галереи, а также экспонентов из Самары, Нижнего Новгорода, Калуги, Стамбула (Турция) и Дубая (ОАЭ). Все дни ярмарки работала образовательная программа лектория, подготовленная школой Masters.
В некоммерческой секции «Коллекция» располагались: стенд с работами из корпоративной коллекции Газпромбанка (ярмарка 1703 инициирована ПАО «Газпром». — Прим. ред.); специальный некоммерческий проект 1024 мультидисциплинарной художницы Евгении Тут от Limonov Art Foundation; работы выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина; инсталляция Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад…» от Pop-Up Gallery.
Проект 1024 мультидисциплинарной художницы Евгении Тут от Limonov Art Foundation © Фото: Ольга Проходцева
Дерево и сказки в «Основе»
В секцию «Основа» вошли 26 узнаваемых институций современного искусства с собственными галерейными пространствами. В их числе — галереи из Санкт-Петербурга Marina Gisich Gallery, DiDi, MYTH, московские Triumph Gallery, pop/off/art, 11.12 GALLERY, «КультПроект», Pogodina gallery, «Е.К.АртБюро», FINEARTGALLERY, a—s—t—r—a, нижегородская FUTURO, самарская «Виктория» и многие другие.
Композиции Ивана Горшкова на стенде Marina Gisich Gallery © Фото: Виталий Гетьман
Прогуливаясь по ярмарке, часто можно было заметить интерес художников к дереву и формам, созданным на основе этого материала. Экспозиция Marina Gisich Gallery включала композиции Ивана Горшкова из корней деревьев. Художник работает с найденными предметами и использует аспект случайности в создании из них своих произведений, уподобляя творческий процесс природному. Нижегородская галерея FUTURO показала дебютный проект «Спас» начинающего художника, сложившегося дизайнера и коллекционера Леонида Костина. Художник называет себя просто человеком и использует минималистичный подход во всём, вплоть до экспликаций, которых не было. Работы, выполненные из деревянных досок и покрытые темперной живописью, располагались на стенде в сбалансированной, продуманной развеске. Со слов художника, его творчество — попытка нового прочтения техники и выражение культурного кода окружающего его социума.
Проект «Спас» Леонида Костина на стенде галереи FUTURO © Фото: Ольга Проходцева
Работы Леонида Костина на стенде галереи FUTURO © Фото: Ольга Проходцева
Интересно, что произведения современного искусства из дерева также можно было увидеть и в рамках параллельной программы ярмарки в других городских пространствах. В «Павильоне» острова Новая Голландия до 30 июня проходит выставка Василия Кононова-Гредина «Антиформа номер 16», в экспозиции которой размещается объект №16 в виде пересобранной деревянной парусной лодки-прототипа, которая гипотетически могла быть сделана голландскими кораблестроителями в окрестностях Новой Голландии в XVIII веке. В легендарном отеле «Астория» галерея MYTH установила скульптуру Ульяны Подкорытовой. Уникальный деревянный объект — рубаха, выполненная из лемеха (материала для кровли храмов в древнерусской архитектуре). Объект является частью мультимедийного проекта «Тамотка», созданного в 2021 году для первой выставки в Доме культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C.
«Антиформа номер 16» Василия Кононова-Гредина в «Павильоне» острова Новая Голландия. © Фото: Ольга Проходцева
Соло-стенд Егора Федоричева галереи MYTH на ярмарке 1703 © Фото: Виталий Гетьман
На своём ярмарочном стенде галерея MYTH развернула соло-экспозицию Егора Федоричева, состоящую из шести живописных полотен и скульптурной композиции из белых лебедей, отсылающих к парковым фонтанам советского времени и натюрмортам фламандцев, но выглядела она больше сказочно. Вопросы мифов, сказок и идентичности предложила и галерея FINEART. В показанных «Былинах в кратком изложении» участвовали живописные полотна со сказочными сюжетами, включая северных сфинксов Даши Фурсей «Лихослава» и «Северного дракона Яролета», при создании которых художница вдохновлялась формой и цветом дымковской игрушки.
Фрагмент стенда галереи FINEART © Фото: Ольга Проходцева
Стенд галереи DiDi © Фото: Виталий Гетьман
В стендовой сессии «Основы» также можно было приобрести работы художников, чьи персональные выставки сегодня проходят в Москве. Так, галерейный проект a—s—t—r—a привёз многообещающего Кирилла Котешова, чьи работы показывали в Государственном Русском музее ещё в 2014 году. Сегодня же его «Космоопера» представлена в пространстве галереи в ЦСИ «Винзавод». Ещё одна персональная премьера — «Парад / В будущем» китайского фотохудожника Алмонда Чу — недавно состоялась в Центре визуальной культуры Béton, некоторые его произведения институция предлагала коллекционерам на своём стенде.
Работа Кирилла Котешова (справа) на стенде a—s—t—r—a © Фото: Виталий Гетьман
В «Проекте»
В секции «Проект» разместились стенды восьми онлайн-галерей и художественных объединений, которые работают вне привычных галерейных форматов. В числе проектов показала свои экспозиции петербургская галерея Jessica, одна из старейших московских галерей «Роза Азора» привезла текстильные полотна Марии Арендт, онлайн-галерея ARTZIP искусствоведа Ольгой Поповой предлагала работы Владимира Дубосарского, Сергея Колосова, Насти Миро и др. Также на ярмарке можно было познакомиться с новым проектом куратора Сабины Чагиной «САБСТАНЦИЯ».
Наиболее заметно выглядел стенд-инсталляция галереи Jessica: в числе представленных экспонатов можно было посмотреть деревянные композиции Нестора Энгельке в авторской технике «топорописи» и работы Ивана Чемакина, в основе которых художник обычно использует найденные объекты. Центральная композиция стенда также задумана Иваном, в ней он переосмыслял Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже (1925), спроектированный архитектором-авангардистом К. С. Мельниковым.
Фрагмент стенда галереи Jessica © Фото: Виталий Гетьман
Цифровой «Алгоритм»
Цифровая секция на ярмарке 1703 появилась ещё в первом выпуске в 2022 году. В текущем организаторы дали ей вполне понятное название: «Алгоритм». Раздел включал работы четырёх участников.
InsideOut.Imprint — художественное исследование, основанное на изучении эмоций музыканта в момент исполнения музыкальной композиции. Используя регистрацию сигналов мозговой активности (электроэнцефалограмму), технологии визуального программирования и 3D-печать, проект предлагает метод визуальной и тактильной интерпретации музыкального произведения. Авторы: Мария Купцова, Дарья Смахтина, Марина Музыка. Центр Art & Science Университета ИТМО © Фото: Виталий Гетьман
Центр Art & Science Университета ИТМО традиционно показал сайнс-арт студентов и преподавателей магистратуры. Художники Masters Digital Gallery размышляли на тему «цифровой чувственности». Новым участником стала дубайская Inloco — разработчик метавселенных и сайт-специфик-объектов в пустыне. В своём пространстве на 1703 она создала для посетителей необычную возможность выйти в виртуальную реальность через чёрно-белый телевизор. Прогулку по одному из миров сопровождала метавёрс-исследователь Ольга Кай.
Фиджитал-галерея VS Gallery привезла из Москвы работы своих резидентов — известных художников московской диджитал-арт-сцены: Rinatto L’bank, Данила Карамушкина и Юлии Низамутдиновой. Новые работы Кирилла Рейва были представлены в 12 цифровых видео и 12 соответствующих каждому видео отпечатках на пластике. Художник создал их во время арт-резиденции в Суздале, и в них — результат переработки старинной архитектуры города при помощи нейросетей. Многие произведения художников, представленные на ярмарке 1703, подготовлены специально для проекта «Под куполом» к 1000-летию города Суздаль совместно с VK и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.
Кинетические скульптуры Юлии Низамутдиновой на стенде VS Gallery © Фото: Виталий Гетьман
Работы Кирилла Рейва на стенде VS Gallery © Фото: Виталий Гетьман
В экспозицию организаторы также ввели секцию «Материал», которая объединила три галереи, профессионально работающие с коллекционным дизайном и произведениями искусства из разных материалов. Как и говорилось выше, стендовой сессией в «Манеже» ярмарка современного искусства 1703 не ограничивалась. Помимо отеля «Астория» и острова Новая Голландия, работы художников интегрировали в свои пространства рестораны и бары отеля Four Seasons Lion Palace St. Petersburg, многие другие заведения подготовили специальные блюда и коктейли. Событие объединило в коллаборациях нескольких десятков партнёров и заслуживает особого интереса на российском арт-рынке.