Ретроспектива Ники де Сен-Фалль

В Кунстхаусе Цюриха проходит масштабная ретроспектива Ники де Сен-Фалль, чья первая выставка состоялась в швейцарском Санкт-Галлене в 1956 году. Нынешний проект приурочен к 20-й годовщине со дня смерти франко-американской художницы и скульптора. Около сотни отобранных для него экспонатов – скульптуры, рисунки, живопись, ассамбляжи, архитектурные модели, инсталляции, видеоработы – позволят посетителям в наиболее полном объеме открыть для себя творчество Сен-Фалль: популярность эксцентричных, полных юмора красочных скульптур художницы затмевает ее более мрачные работы.

Родившаяся в престижном парижском предместье Нейи-сюр-Сен Катрин Мари-Аньес де Сен-Фалль (1930–2002) была второй из пяти детей французского аристократа и американки. В связи с началом Великой депрессии глава семьи закрыл свой банковский бизнес на родине и вскоре Сен-Фалли переехали в Нью-Йорк.

Ники – это домашнее прозвище, которое будущей художнице дала ее деспотичная мать. Почти все ее детство и юность прошли в фешенебельном нью-йоркском Верхнем Ист-Сайде. С ранних лет Никки увлекалась рисованием, работала моделью – её снимки появлялись на обложках Vogue и Life, а также в Harper’s Bazaar и Elle.

В 18 лет девушка поспешила покинуть семью, выйдя замуж за поэта и писателя Гарри Мэтьюза, с которым дружила долгое время. Родители молодого человека, исповедовавшие протестантство, не одобрили брак сына с католичкой и лишили его содержания. Молодая пара вместе с маленькой дочерью была вынуждена перебраться в Париж, где стала вращаться в богемной среде, а затем около 10 лет путешествовала по Франции, Италии, Испании и Швейцарии.

Поворотным моментом, после которого Ники решила целиком посвятить себя искусству, стал нервный срыв, после которого ее поместили в психиатрическую лечебницу, где наряду с электрошоковой и инсулинокоматозной назначили арт-терапию.

Наибольшее влияние на творчество художницы-самоучки произвели Антонио Гауди, Джексон Поллок, Роберт Раушенберг, Жан Дюбюффе, Ив Кляйн и Жан Тэнгли. Последний впоследствии стал супругом Ники.

В 1960-х Ники де Сен-Фалль произвела фурор на парижской арт-сцене – художница создавала экспрессивные ассамбляжи, к которым крепила мешочки с краской или сырыми яйцами, а затем расстреливала свои работы из ружья и приглашала зрителей присоединиться к ней. Серию, получившую название «Тиры» (Tirs) арт-критики считают одним из первых перформансов в истории искусства. В Цюрихе также выставлен забрызганный краской белый комбинезон, в котором работала художница.

Примерно с того же времени Ники создает Nanas – похожие на древние тотемы скульптуры, изображающие пышнотелых дам в акробатических или танцевальных позах. Название принесших ей наибольшую известность работ можно перевести с французского как «бабенка». Помимо скульптур этой серии, вниманию посетителей выставки также будут представлены макеты и фотографии других, гораздо более крупномасштабных работ, в том числе Hon-en katedral («Кафедральный собор»), которая считается одной из наиболее важных вех в феминистской художественной практике, и парка скульптур Giardino dei Tarocchi («Сад Таро») в Тоскане, работа над которым длилась почти 20 лет.

Художница, которая в детстве подверглась сексуальному насилию со стороны отца, о чем впоследствии рассказала в своей автобиографии, относилась к своему творчеству как к одному из средств решения социальных проблем. Одним из экспонатов является снятый в 1990 году образовательный фильм о проблеме распространения СПИДа. Саундтрек для него написал легенда арт-рока Дэвид Бирн. Также художница участвовала в кампаниях по борьбе с климатическими изменениями и выступала против американских правил владения огнестрельным оружием.

Финальным экспонатом ретроспективы является огромный череп, покрытый цветной мозаикой и зеркалами. Художница умерла от эмфиземы легких, вызванной, как она считала, частицами пыли и химических веществ, использовавшихся во время творчества.

По мнению кураторов, посетившие выставку по-другому взглянут на скульптуру «Ангел-Хранитель» (L’ange protecteur), вот уже 25 лет парящую под сводом главного вестибюля Центрального вокзала Цюриха.

Работа выставки продлится до 8 января 2023 года. Ознакомиться с дополнительной информацией о ней можно на официальном сайте музея.

Дата: 2 сентября 2022 года – 8 января 2023 года

Место: Кунстхаус Цюриха, Швейцария

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты