28 октября в Британской галерее Тейт откроется выставка Уильяма Тернера, свидетельствующая об интересе величайшего пейзажиста Великобритании XIX века к происходящим в мире социальным и политическим реформам, влиянию новых технологий на природу и общество. В экспозицию вошли 160 работ Тернера — это и известные полотна, и редко выставляемые картины и рисунки из собственных фондов галереи Тейт и других собраний.
Работы, представленные на выставке, посвящены событиям, свидетелем которых стал Тернер. Он пережил бурные времена, когда по всему миру происходили революции и борьба за независимость, и отразил это в своих картинах «Сожжение палат лордов и общин», «Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года». Другой темой работ Тернера стали масштабные сражения на суше и в море, а также их участники, среди которых были адмирал Нельсон, герцог Веллингтон, Наполеон Бонапарт, а также рядовые солдаты: «Катастрофа на море», «Крушение транспортного судна», «Трафальгарская битва», «Поле при Ватерлоо», «Изгнание и скала Лимпет». Заключительная часть выставки посвящена способу, который Тернер разработал для изображения пара: «Снежная буря — пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом», «Дождь, пар и скорость — Великая» «Бриг „Темерер“ буксируют на место последней стоянки». Эти работы представляют поздний стиль художника, который пытается разработать визуальный язык, подходящий для меняющегося мира. Тернер был единственным среди своих коллег, кто писал картины с изображением паровых судов и железной дороги.
Цель выставки — исследовать, что означало быть современным художником в конце XVIII — начале XIX веков. Новые технологии, пришедшие на смену ручному труду, диктовали необходимость появления новых техник, с помощью которых можно было запечатлеть пар, вырабатываемый паровыми машинами, или скорость, которую мог развить поезд. Тернер был выдающимся художником-романистом, гравером и акварелистом, оставившим за долгие годы творчества 550 картин, написанных маслом, 2000 акварелей и 30000 рисунков на бумаге. Финансовая независимость, которая у талантливого художника появилась в довольно раннем возрасте, позволила ему свободно экспериментировать с цветом, композицией и материалами. Многие коллеги называли работы Тернера кляксами — для них его творчество выглядело авангардным, а сегодня воспринимается как необычайно проницательное понимание быстрых перемен, происходивших в начале XIX века. Работа художника с цветом и светом оказала влияние на французское искусство: импрессионисты, особенно Клод Моне, вдохновлялись его техникой, также Тернера считают предшественником абстрактной живописи.
Учрежденная в 1984 году престижная премия, которая ежегодно вручается за достижения в современном искусстве, названа в честь Уильяма Тернера — художник до сих пор считается фигурой, вдохновляющей на новые свершения. Он, в отличие от многих своих коллег, игнорировавших промышленную революцию, порвал с условностями, чтобы изобразить времена, в которые жил.
Выставка организована Британской галереей Тейт в сотрудничестве с американскими Художественным музеем Кимбелл в Форт-Уэрте и Музеем изящных искусств в Бостоне. Приобрести билеты можно на официальном сайте галереи.