С 26 марта по 29 октября в венецианском Дворце Дожей проходит выставка новых работ Ансельма Кифера (род. 1945). Ее название является цитатой из сочинений венецианского философа Андреа Эмо (1901–1983) и дословно переводится как «Эти сочинения, когда их сожгут, наконец, прольют свет».
Под тотальную инсталляцию Кифера отвели Зал выборов, в котором на протяжении нескольких веков публично избирали чиновников и оглашали приговоры. Отделанный резьбой и позолотой потолок этого пространства украшают 17 работ Алессандро Варотари (1588–1649), представителя венецианской школы живописи, более известного под прозвищем Падованино. В трех больших овальных, двух квадратных и двенадцати треугольных картинах представлены аллегорические сюжеты.
Ансельм Кифер в традиционном для себя стиле размышляет об уникальном положении Венеции, которая с давних времен являлась точкой соприкосновения западной и восточной культур и проводит параллели между произведениями Эмо и собственными работами.
Отдалившийся от академического круга философ-метафизик был практически неизвестен при жизни, малую часть из почти 40 тысяч страниц его размышлений впервые опубликовали только в 1989 году. Немецкий художник познакомился с работами Эмо около шести лет назад и уже в 2018-м посвятил ему выставку. По словам Кифера, Эмо написал то, о чем он думал на протяжении всей своей карьеры, но не мог выразить словами.
Следуя идеям о цикличности жизни, Кифер наносил расплавленный свинец на сделанные ранее слои краски, а затем сдирал их, символически разрушая ценности и смыслы, которые уже неспособны служить росту и продвижению вперед.
Среди работ, представленных на настоящей выставке, есть отсылки к мифам о создании города и покровительствующем ему Святом Марке, а также к морской торговле, которая была основой экономического процветания Венецианской республики. В качестве материалов художник, помимо красок, использовал, свинец, дерево, солому, пепел и книжные страницы, важность которых вынесена в название экспозиции.
Ансельм Кифер родился в последние месяцы Второй мировой войны в Донауэшингене. Он на протяжении всей своей карьеры размышляет об идентичности и истории послевоенной Германии, смешивая различные виды искусства. Корпус его работ включает картины, инсталляции, витрины, книги, графику, коллажи и измененные фотографии.
Выставка во Дворце дожей организована фондом Fondazione Musei Civici di Venezia, на который возложены задачи установлению диалога между художественным наследием Венеции и островов и работами авторов второй половины ХХ века. Она завершает череду продолжающихся целый год мероприятий по случаю 1600-летия города и будет работать параллельно с 59-й Венецианской биеннале современного искусства (23 апреля – 27 ноября 2022 года). Ознакомиться с дополнительной информацией и условиями посещения экспозиции можно онлайн.