28 января в недавно открывшемся после реставрации Нижнем Бельведере начала работу масштабная экспозиция «Дали – Фрейд. Одержимость». Она иллюстрирует привлекательность идей Зигмунда Фрейда для сюрреалистов вообще и влияние психоанализа на творчество Сальвадора Дали.
Проект выставки куратор Хайме Бриуэга готовил десять лет. Она должна была открыться еще осенью 2020-го, но из-за пандемии была отложена более чем на год.
В экспозицию вошло около 100 предметов, в том числе 20 полотен Дали, рисунки, сюрреалистические объекты, фотографии, специально подготовленный фильм, письма, книги и другие документы, рассказывающие историю единственной встречи испанского художника и австрийского психоаналитика, состоявшейся в Лондоне 19 июля 1938 года.
Еще в начале 1920-х Дали прочитал «Толкование снов» Фрейда и впоследствии писал, это стало одним из важнейших открытий в его жизни. В поисках ключа к собственным скрытым страхам, желаниям и навязчивым идеям Дали обращался к сюрреализму и разработал уникальный визуальный язык.
Со своим кумиром художник пытался познакомиться несколько раз и даже трижды ездил для этого в Вену. Встречу в Лондоне, где психоаналитик поселился после аншлюса Австрии в марте 1938 года, организовал писатель Стефан Цвейг. Дали и Фрейда разделяла разница в возрасте в 48 лет (художнику было 34 года, основателю теории психоанализа – 82), языковой барьер и разные взгляды на искусство, а объединял большой интерес к человеческой психике, ее скрытым аспектам и глубинам. С собой художник привез законченную годом ранее картину «Метаморфозы Нарцисса» (1937) и сделал несколько набросков.
Позднее в письме Цвейгу Фрейд признался, что Дали заставил его изменить мнение о выбравших его покровителем сюрреалистах, которых он ранее считал абсолютными чудаками, а в 95% случаев – обычными алкоголиками.
Графический портретный рисунок (1938) предоставлен для экспозиции лондонским Музеем Фрейда. Также посетители увидят масштабную копию «Метаморфоз Нарцисса» – сама картина из собрания галереи Тейт одолжена для выставки «Дикий глаз» в Музее Мунка в Осло ( с 12 февраля по 8 мая 2022 года).
Одним из важных экспонатов является картина «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937), где, как и в «Метаморфозах Нарцисса», Дали использовал двойные образы. Также будут представлены «Нео-кубическая композиция с тремя фигурами» (1926), «Мрачная игра» (1929), «Я в возрасте 10 лет, когда я был ребенком кузнечиком» (1933), «Одиночество» (1931), «Градива, вновь обретающая антропоморфные руины» (1931-1932), «Раскаяние. Сфинкс, встроенный в песок» (1931), «Паранойя» (1935) и другие работы.
Кроме того, куратор уделил внимание пребыванию Дали в студенческом общежитии для одаренных молодых людей во время обучения в Мадриде, где он познакомился с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и режиссером Луисом Бунюэлем. Друзья были главными вдохновителями художника в его сюрреалистический период – наряду с рисунками нервной ткани авторства лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Сантьяго Рамон-и-Кахаля.
Работа выставки продлится до 29 мая.
Ознакомиться с дополнительной информацией о ней и приобрести билеты можно онлайн.