19 марта во Флоренции открылась самая масштабная за последние 40 лет выставка, реконструирующая творческий путь тосканского мастера эпохи Возрождения Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известного как Донателло (1386–1466).
В экспозицию, которую курирует известный эксперт эпохи Возрождения Франческо Калиоти, вошло более 130 произведений искусства, включая скульптуру, живопись и графику. Помимо работ, которые постоянно находятся в Палаццо Строцци и Национальном музее Барджелло, экспонаты из своих собраний предоставили галерея Уффици, нью-йоркский Метрополитен-музей, парижский Лувр, лондонский Музей Виктории и Альберта, объединение Государственные музеи Берлина, вашингтонская Национальная художественная галерея, венский Музей истории искусств и другие институции. Множество экспонатов впервые за 600 лет покидают итальянские церкви, для которых были созданы. 14 из них отреставрировали в рамках подготовки к выставке.
© Antje Voigt
Получившему классическое образование художнику из Флоренции покровительствовало семейство Медичи. Помимо родного города, он продолжительное время жил в Сиене, Прато, Падуе и Риме, где встречался с коллегами и экспериментировал с разнообразными материалами и техниками. Наряду с дорогостоящими заказами на мраморы и бронзы для придворных и богатых священнослужителей, Донателло работал для множества частных заказчиков, создавая мелкие религиозные произведения, которые затем передавались из поколения в поколение. Его бронзового Давида (ок.1435-1450) ученые считают первой отдельно стоящей обнаженной скульптурой в истории эпохи Возрождения. Вместе с Брунеллески Донателло возродил традицию работы с терракотой в скульптуре. Также он считается изобретателем техники стьяччато (stiacciato), которая позволяет создавать рельеф глубиной всего несколько миллиметров и автором первой бронзовой конной статуи (памятник кондотьера Гаттамелате в Падуе, 1445-1453) в натуральную величину.
© Antje Voigt
Выставка включает 14 хронологических разделов и начинается в Палаццо Строцци с диалога между Донателло и Филиппо Брунеллески. В качестве примера приводятся деревянные распятия из базилик Санта-Кроче и Санта Мария Новелла, созданные двумя соперничавшими, но иногда работавшими в соавторстве мастерами. Чтобы продемонстрировать влияние, оказанное Донателло на современников, кураторы включили в экспозицию работы Андреа Мантеньи и Джованни Беллини. Завершает эту часть экспозиции раздел с более поздними произведениями Аньоло Бронзино, Микеланджело и Рафаэля. Также в палаццо представлены мраморные «Давид» и «Святой Иоанн Креститель», принадлежавший семейству Мартелли, бронзовые «Святой Людовик Тулузский» из церкви Санта-Кроче во Флоренции, «Амур-Атис», детские образы духов, рельефы из церкви Святого Антония в Падуе, дверь старой ризницы из базилики Сан-Лоренцо во Флоренции и множество других произведений.
© Antje Voigt
Национальному музею Барджелло принадлежит самая большая коллекция произведений Донателло. Постоянную экспозицию в бывшем зале Большого совета, где представлены бронзовый «Давид», мраморные «Святой Георгий» и «Марцокко», лев-символ Флоренции, пополнили «Мадонна с ангелами» («Мадонна в облаках»), две версии барельефов «Мадонна с младенцем» (бронзовый «Мадонна Дадли» и мраморный «Мадонна Пацци») и другие работы мастера. Здесь же вниманию посетителей представлено для сравнения и сопоставления творчество маньеристов и более поздних авторов.
Выставка в Палаццо Строцци и расположенном по соседству Национальном музее Барджелло продлится до 31 июля, после экспозиция отправится в берлинский Государственный музей (со 2 сентября 2022-го по 8 января 2023 года) и лондонский Музей Виктории и Альберта (в 2023 году). Ознакомиться с дополнительной информацией и приобрести билеты можно онлайн.