Выставка «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения»

22 июля в Русском музее откроется большая монографическая выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), живописца, искусствоведа, реставратора, в свое время занимавшего должность попечителя Третьяковской галереи, – человека, сделавшего большой вклад в развитие отечественного искусства в советское время.

Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье депутата местного собрания. Отец художника, активно выступавший против мадьяризации славян, из-за политических преследований был вынужден эмигрировать в Российскую империю и принять фамилию Храбров. Свои ранние картины Игорь Грабарь, с золотой медалью окончивший Московский лицей Цесаревича Николая, подписывал именно так. Он получил юридическое и историко-филологическое образование, одновременно с этим писал тексты и делал иллюстрации для журнала «Нива», работал как художник и критик в журналах «Стрекоза», «Шут» и «Будильник». Занимался в мастерской Ильи Репина в Академии художеств, где сдружился с Константином Сомовым, Осипом Бразом, Дмитрием Кордовским, с московскими художниками-передвижниками Константином Коровиными, Валентином Серовым, Аполлинарием Васнецовым и другими. Посетил Италию и Францию, где познакомился с творчеством импрессионистов и постимпрессионистов, а затем отправился изучать архитектуру и скульптуру в частной художественной школе Антона Ашбе в Мюнхене. Посетив в 1900 году Всемирную выставку в Париже, решил вернуться и работать в России. 

В Петербурге Грабарь примкнул к «Миру искусства», уже в 1902 году на выставке объединения экспонировались и были хорошо приняты 10 его произведений, а этюд «Луч солнца» (1901) даже приобрела в свою коллекцию Третьяковская галерея.

Яркие картины Игоря Грабаря отличает особая техника исполнения, близкая к пуантилизму. Особенно часто он писал зимнюю природу, делая акцент на изображениях инея, снега и льда. Немало в его творчестве натюрмортов с цветами и фруктами, а также портретов. К числу самых известных его произведений относятся «Февральская лазурь» (1904), «Мартовский снег» (1904), «Яблоки» (1905), «Светлана» (1933), «Сказка инея и восходящего солнца» (1908), «Иней. Восход солнца» (1941) и другие.

Вдохновившись написанной Александром Бенуа «Историей русской живописи в XIX веке», Грабарь начал свою «Историю русского искусства», над 8 томами которой трудился до конца жизни. Также он является автором монографий «Русские художники», посвященных Валентину Серову и Исааку Левитану

В 1913 году Грабарь возглавил Третьяковскую галерею, которая именно при нем была преобразована из частного собрания в музей общественного значения. За время нахождения в должности (до 1925 года) под его руководством был составлен каталог и проведена полная инвентаризация галереи, приобретены картины Ореста Кипренского, Павла Федотова, Кузьмы Петрова-Водкина и Ильи Машкова. 

В 1918 году по его инициативе открылись Центральные реставрационные мастерские в Москве. Грабарь организовывал и лично участвовал в экспедициях по раскрытию и восстановлению росписей и икон в старинных монастырях и церквях, привлекал к работам химиков, физиков и микробиологов. Более 25 лет преподавал реставрационное дело в МГУ.

В 1930-е годы много путешествовал по миру, участвовал в качестве эксперта искусствоведа в зарубежных проектах, писал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева, поэта Корнея Чуковского, академика Владимира Вернадского, арфистки и педагога Веры Дуловой и других.

Во время Второй мировой войны руководил Комиссией по учету и охране памятников. Затем возглавлял Всероссийскую Академию художеств. В поздние годы жизни руководил институтом имени В.И. Сурикова и был директором музея-заповедника «Абрамцево».

Произведения Игоря Грабаря входят в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина и множества других собраний в России и за рубежом.

Вниманию посетителей выставки «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения» (6+) будет представлено более 120 полотен  авторства самого художника, выполненных в 1880–1950-е годы, а также работы его современников. Помимо произведений из собственного собрания Русского музея, в экспозицию вошли картины из 13 российских музеев, а также частных коллекций.

Ознакомиться  с информацией о выставке и условиями ее посещения, а также приобрести билеты можно на официальном сайте Русского музея.

Дата: 22 июля – 20 сентября 2021 года

Место: Корпус Бенуа, Русский музей, Санкт-Петербург

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты