15 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи начинает работу выставка «Лики модерна» (12+). Экспозиция станет продолжением завершившегося недавно выставочного проекта «Русский модерн: на пути к синтезу искусств» и раскроет разные грани направления, расцвет которого пришелся на период между 1896 и 1914 годами.
Модерном в России называли направление в искусстве, которое во Франции было известно как ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендстиль, а в Австрии – сецессион. Порожденный промышленной революцией стиль получил свое развитие благодаря появлению буржуазии – класса, представители которого имели образование, но не являлись потомками аристократов. Творчество художников-модернистов было тесно связано с эстетикой символизма: они руководствовались эстетикой прерафаэлитов и философией английского писателя и искусствоведа Джона Рёскина и писали театрализованные жанровые сцены, романтизированные портреты и метафизические пейзажи. Несмотря на множество общих черт с западноевропейским, для русского модерна было более характерно вдохновение народным творчеством и возрождение отечественных кустарных промыслов.
Ф.В. Боткин. Портрет неизвестной. 1900 © Третьяковская галерея
Участие многих представителей направления в оформлении театральных постановок обусловило возникновение и распространение картин-панно и использование в скульптуре таких материалов, как дерево, гипс, терракота и майолика. Вниманию посетителей выставки в Третьяковке будут представлены работы Николая Андреева, Константина Богачевского, Федора Боткина, Исаака Бродского, Александра Головина, Анны Голубкиной, Василия Денисова, Ольги Делла-Вос-Кардовской, Сергея Конёнкова, Александра Савинова и Николая Ульянова.
Также в экспозицию вошли примеры графического искусства, сыгравшего важную роль в распространении нового стиля, а именно афиша и рекламный плакат. В 1897 году в Петербурге прошла Международная выставка афиш, среди участников которой были Анри де Тулуз-Лотрек, Отто Экман и Эжен Грассе. В 1898-м хранитель Императорского Эрмитажа Андрей Сомов в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона описал плакатные изображения как превращающиеся в орнаментальные завитки и извилины контуры человеческого лица и конечностей. Константин Сомов, Лев Бакст, Иван Билибин, Евгений Лансере и Сергей Судейкин обогатили язык плакатов использованием приемов станковой живописи и графики, книжной иллюстрации, открытки и театрально-декоративного искусства.
Е.П. Самокиш-Судковская. На 1908 год. Нива дает полн. собр. соч. Глеба Успенского, Гергарта Гауптмана и дневник и гр. А.К. Толстого. 1907 © Третьяковская галерея
На формирование массового вкуса большое влияние оказали иллюстрации и приложения крупнейшего в России журнала «Нива». Афиши выставок, поэтических и музыкальных вечеров, театральных спектаклей и постановок кабаре для него создавали Елена Самокиш-Судковская, Иван Горюшкин-Сорокопудов, Дмитрий Кардовский и другие авторы, работы которых также будут представлены в рамках выставки.
Работа экспозиции «Лики модерна продлится до 14 августа. Ознакомиться с дополнительной информацией о ней и приобрести билеты можно на официальном сайте Третьяковской галереи.