С 25 февраля в московской Галерее Гари Татинцяна на Серебрянической набережной работает персональная выставка Мэта Коллишоу – однокурсника Дэмиена Херста по колледжу Goldsmiths, чье имя неразрывно связано с движением «Молодых британских художников» (Young British Artists, YBA).
Как и одна из представленных работ, экспозиция носит название «Зона машин» (The Machine Zone, 2019), которое отсылает к экспериментам с лабораторными голубями американского психолога-бихевиориста середины 50-х годов ХХ века Берреса Фредерика Скиннера. Также «зоной машин» называют характерное для азартных игроков аддиктивное состояние, вызванное ожиданием вознаграждения.
Заглавная работа в виде нажимающих на кнопки ради еды аниматронных скелетов птиц из стали посвящена растущей зависимости человека от механизированного мира. Сама экспозиция исследует восприятие мира через визуальные образы и манипуляции сознанием при помощи современных технологий.
Также посетители увидят другие произведения Коллишоу, созданные им в разных техниках за 30-летнюю творческую карьеру. Среди них:
- «Камера оперантного обусловливания» (Operant Conditioning Chamber, 2021) – живописная серия, построенная на изучении Скиннером системы поощрений и вознаграждений после выполнения животным определенных действий по сигналу;
- «Центробежная душа» (The Centrifugal Soul, 2016), созданная в соавторстве с эволюционным психологом Джеффри Миллером. Вращающийся со скоростью 60 оборотов минуту зоотроп, который воссоздает картину цветения растений и брачных ритуалов птиц, направленных на размножение и сохранение вида;
- «Альфа и Омега» (ΑΩ, 2016) в виде гермошлема, на стекло которого проецируется изображение любопытного шимпанзе. Столкновение дикой природы с современными технологиями здесь является аналогией гипотетической колонизации человеком космоса;
- «Нервная стойка» (The Nerve Rack, 2019) – механический скелет орла, сжимающего в когтях мышь, изначально созданный специально для часовни церкви Святого Кутберта в бывшей семинарии Ушоу в графстве Дарем на севере Англии. Там инсталляция Мэта Коллишоу, символизирующая опасность экстремизма и непримиримости, размещалась напротив кафедры, увенчанной бронзовой скульптурой той же хищной птицы работы архитектора XIX века Огастеса Пьюджина;
- объединенные в серию Expiration Painting (2016) недопечатанные и помещенные рамы из плексигласа репродукции работ старых мастеров на тему быстротечности и конечности человеческой жизни.
Работы Мэта Коллишоу экспонировались в самых известных музеях и выставочных пространствах по всему миру. Большинство из них сочетает отсылки на викторианскую эпоху, искусство и литературу того времени с новейшими технологиями, современными СМИ и поп-культурой.
Художник будто очарован темной стороной человеческой натуры: в его работах смерть и разложение кажутся гипнотическими, соблазн встречается с отвращением, желание – с болью, прекрасное оказывается убогим и не стоящим внимания. Среди самых известных: «Пулевое отверстие» (Bullet Hole, 1988) – увеличенная фотография раны из учебника криминалистики; «Восьмой день» (Eighth Day, 2002) – монументальная мозаика из керамики, воспроизводящая архивное фото реального случая линчевания; «Альбион» (Albion, 2017) – мультимедийная проекция тысячелетнего дуба в Шервудском лесу, под ветви которого представлены металлические опоры; серия «Последняя трапеза смертников» (Last Meal on Death Row, 2010–2011) – натюрморты в стиле Франсиско де Сурбарана и голландских мастеров, запечатлевшие ужины заключенных накануне казни; «Все рушится» (All Things Fall, 2014–2017) – инсталляция для галереи Боргезе в Риме по мотивам картины «Избиение младенцев» художника XVI века Ипполито Скарселлы; видеоинсталляция «Эхолокация» (Echolocation, 2021), запечатлевшая полет анимированной летучей мыши под сводами готической церкви, и другие.
Выставка в Галерее Гари Татинцяна продлится до 25 июня. Ознакомиться с дополнительной информацией о ней и условиями посещения галереи можно онлайн.