Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз»

В подмосковном музее «Новый Иерусалим» работает приуроченная к столетию институции выставка «Младшие Брейгели и их эпоха». Основой экспозиции стала коллекция нидерландской живописи Валерия и Константина Мауергауз. В 2015 году 29 работ из частного собрания показывали на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, проходившей под кураторством Вадима Садкова, заведующего в музее отделом старых мастеров. На нынешней выставке, также организованной им, внимаю публики предложено 70 картин из коллекции Мауергаузов.

Цель выставки — представить знаменитую династию живописцев и показать отличия каждого из ее представителей, а также продемонстрировать влияние Брейгелей на искусство других художников. Одним из первых экспонатов выставки является родословное древо Брейгелей, чтобы посетители разобрались в степени родства художников. Питер Брейгель Старший, прозванный Мужицким (ок.1525—1569) основатель династии, у которого было два сына-художника — Питер Брейгель Младший (ок.1564—1638), прозванный Адским за пристрастие к изображению сцен Страшного суда, и Ян Брейгель Старший (1568–1625), прозванный Бархатным; два внука: Ян Брейгель Младший, сын Бархатного (1601–1678) и Питер Брейгель III, сын Адского (1589–1639); а также правнуки и члены династии—не-Брейгели — мужья внучек и их потомки.

Выставка разделена на три основные секции. В первой представлены 19 работ Питера Брейгеля Младшего, который большую часть жизни был копиистом отца, но писал и свои собственные произведения, многие из которых демонстрируются российской публике впервые. Экспозиционно выделены два главных произведения на выставке, написанных им, — «Добрый пастырь», ранее принадлежавшее Николаю Рериху, и «Король пьет», также известное как «Бобовый король».

В следующем зале выставляются работы его брата и племянника. Ян Брейгель Старший семь лет учился живописи в Италии, его картины более камерные и чаще написаны на медных пластинах, а не на дереве. Художник, известный изображением букетов, является одним из основателей цветочного натюрморта. Также на выставке представлена его работа «Обезьяний пир», написанная с натуры в придворном зверинце эрцгерцогов Альберта и Изабеллы в Брюсселе. Животные на ней иллюстрируют человеческие пороки. В XVII веке фламандские художники вывели в отдельный жанр живописи подобные изображения обезьян, подражающих людям.

Ян Брейгель Младший на протяжении всей своей карьеры подражал манере отца.

В третьем зале представлены работы современников и конкурентов знаменитого семейства — картины Яна ван Кесселя Старшего и Давида Тенирса Младшего, состоявших в родстве с Брейгелями, а также изображения батальных сцен Себастьяна Вранкса и Франса Франкена Младшего, натюрморты Амброзиуса Босхарта Младшего, Бальтазара Ван Дер Аста и Исаака Соро.

Выставка продлится до 11 апреля 2021 года. Ознакомиться с условиями ее посещения и приобрести билеты можно на официальном сайте музея.

Дата: 24 декабря 2020 года — 27 июня 2021 года

Место: Музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская область

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты