Два парижских музея – Национальный музей Пикассо и Музей Родена – представляют вниманию посетителей экспозицию «Пикассо–Роден». Выставка работает одновременно в двух институциях.
При помощи более 500 экспонатов, среди которых керамика, скульптуры, живописи, рисунки, фотографии и архивные документы, кураторы подчеркивают взаимосвязь в работах Огюста Родена 1840–1917) и Пабло Пикассо (1881–1973), представлявших разные поколения.
Главная задача двойной экспозиции – демонстрация отказа от академической традиции и новаторского подхода обоих художников, а не только подтверждение того факта, что Пикассо вдохновлялся творчеством старшего коллеги. Экспозиция в Музее Родена исследует кризис художественной репрезентации, который произошел в начале ХХ века, а Музей Пикассо фокусируется на реформаторском подходе мастеров к традиционным материалам и техникам.
Будучи начинающим художником, Пикассо открыл для себя творчество Родена, в 1900 году посетив его ретроспективу, которая проводилась в павильоне на площади Альма в рамках Всемирной выставки в Париже. Поза написанной Пикассо в 1902 году «Сидящей женщины» частично повторяет положение «Мыслителя», над которым Роден работал в период с 1880 по 1882 год. Другие наиболее заметные пары связанных произведений, вошедших в экспозицию, – многофигурные «Врата ада» Родена и «Герника» Пикассо, а также гипсовая версия роденовской скульптуры «Поцелуй» и картина Пикассо с таким же названием.
Оба художника часто обращались к одному и тому же образу, намеренно придавали своим работам незавершенный вид, занимались ассамбляжем и даже коллекционировали одни и те вещи. При этом испанец называл Родена ненастоящим авангардистом и пытался дистанцироваться от сравнений с ним.
Ознакомиться с дополнительной информацией о выставке и приобрести билеты на нее можно на официальных сайтах Музея Пикассо и Музея Родена. Там же доступно к просмотру интервью с кураторами экспозиции.