Московский музей современного искусства (MMOMA) представляет персональную выставку Андрея Дюди Сарабьянова «Там, где сердце». Первый масштабный музейный проект художника, работы которого по-новому актуализируют традиции московской живописной школы и подкупают редкой в наши дни открытостью и непосредственностью чувства, развернется в просторных анфиладах здания на Гоголевском бульваре – сразу в двух ракурсах.
Выставка ретроспективно продемонстрирует основные живописные и графические серии Сарабьянова, созданные за последние десять с лишним лет. От «дневниковых» натурных пейзажей сурового севера России до красочных этюдов Узбекистана, от полуабстрактных урбанистических видов Москвы до интроспективных сцен «в комнатах», от целой галереи спонтанно схваченных гуашью женских ликов подруг и знакомых, до камерных, исполненных трогательной теплоты цифровых портретов дочерей-подростков, подмеченных за будничными занятиями во время карантина двадцатого года. Во всех этих разноплановых сериях художник, продолжатель известной творческой династии, предстает внимательным и заинтересованным наблюдателем жизни, способным видеть красоту и значение в ее «соре», в ее неприметном течении.
Вместе с тем смысловым и структурным стержнем выставки станет большой цикл работ под названием «Сила», который можно считать одним из самых интересных и неожиданных художественных высказываний Сарабьянова на данный момент. Художник начал его в 2015 году под впечатлением от поездки на Афон. Результатом встреч с тамошними монахами, строгими стражами православной твердыни, явились работы в самых разных техниках и форматах с характерно-лаконичными мужскими фигурами в длиннополых одеждах. Среди них, прежде всего, монументальные силуэты на бумажных свитках, которые напоминают одновременно о храмовых фресках и восточной каллиграфии, а также цветные композиции на иконных досках, монохромные картины, миниатюрные ориентальные скульптуры и оригинальная керамика.
Рассредоточенные по экспозиции харизматичные и загадочные образы аскетов, застывших в энергических позах, будут сопровождать зрителя от самого начала до конца пути. Соединяя невозмутимую отрешенность и почти хореографическую, ритуальную пластику, универсально понимаемую мистическую глубину и утвердительную витальность, все они становятся знаками неразрывной работы тела, ума и духа, устремленной к Абсолюту. На выставке в MMOMA работы цикла дополнят новые графические листы, а также настенная роспись, специально созданная художником в одном из залов – условная, медитативная панорама «гор и вод» Эгейского побережья.
В своем музейном проекте Сарабьянов в интуитивно-эмоциональном ключе соотносит дуалистические координаты Севера и Юга, мужского и женского, семейного и общественного, мирского и духовного, наконец, сиюминутного и вечного в поисках единой точки опоры, источника силы для жизни в современном мире. Впуская зрителя в свой ближний круг, в свой частный микрокосм, знакомя с переломным для него опытом, важными местами и людьми, художник, не задумываясь, дает ответ на сакраментальный вопрос – сила там, где есть любовь.