В 2021 году в Сан-Паулу прошло 34-е издание Биеннале искусств. Ее куратором выступил критик Якопо Кривелли Висконти, выбравший в качестве темы мероприятия цитату бразильского поэта-диссидента Тьяго де Мелло «Темно, но я пою». Одноименный основной проект представлял собой кроссмедийную выставку с участием 91 художника и исследовал концепцию нематериальных объектов, постколониальные и экологические проблемы, а также космологии аборигенного населения.
В декабре 2022 года во французский Арль прибывает передвижная выставка с некоторыми произведениями основного проекта 34-й Биеннале искусств в Сан-Паулу. Выставка в построенном по проекту архитектора Фрэнка Гери центре искусств Luma Arles – завершающий этап десятичастного передвижного проекта, ранее она прошла в городах Бразилии, Чили, США и Испании.
Экспозиция работ 14 художников из 7 стран ссылается на некоторые моменты в истории человечества, которые команда кураторов считает значимыми, и размышляет о коллективном будущем. Посетители увидят произведения таких авторов, как Виктор Анисет, Зозимо Бюльбюль, Себа Кальфукео, Мантия Диавара, Хайдер Эсбелл, Ноа Эшколь, Наоми Ринкон Галлардо, Кармелла Гросс, Суэли Максакали, Гала Поррас-Ким, Элис Шинтани, Эми Сигел, Режина Силвейра и Дайара Тукано. Объектами их исследований стали серия фотографических портретов Фредерика Дугласа, бывшего раба, ставшего лидером аболиционистского движения; перформанс «Дозор смерти» (1979) бразильского абстракциониста Элио Ойтисики, впервые реализованный в рамках биеннале; история города Ору-Прету, бывшего центра Бразильской золотой лихорадки XVII-XVIII веков, который сегодня входит в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО; а также песенное наследие аборигенного народа максакали (самоназвание тикму’ун), около двух тысяч представителей которого проживает на востоке Бразилии.
Работа выставки «Темно, но я пою» в центре искусств Luma Arles продлится до 5 марта 2023 года. Ознакомиться с дополнительной информацией и зарегистрироваться для ее посещения можно онлайн.