24 декабря в сеульском музее изобразительных искусств Lotte открылась выставка художественных работ Мартина Маржелы. В момента основания собственного модного дома в 1988-м и до ухода из индустрии в 2009 году его называли не иначе как революционером – своими фирменными приемами он сделал деконструкцию и ресайклинг, первым стал устраивать уличные кастинги и проводить шоу в непривычных локациях. В дополнение к нетрадиционному подходу при создании и презентации своих коллекций за ним закрепилась слава наиболее скрытного кутюрье современности: он отказывался давать личные интервью, фотографироваться и не выходил на поклон в финале собственных показов.
В 2021 году, спустя более 10 лет с момента завершения модной карьеры, Мартин Маржела впервые представил публике собственные художественные произведения. Сеул – третья остановка в маршруте передвижной выставки после Парижа и Пекина. Посетители первой увидели 20 работ авторства выпускника Королевской академии изящных искусств в Антверпене, в Южную Корею прибыло уже порядка 50 его произведений.
По словам кураторов, бельгийский дизайнер не изменяет своей политике сохранения анонимности – вопросы, касающиеся организации выставки, решались исключительно по электронной почте.
Выставочное пространство устроено по подобию лабиринта – сначала посетители видят белые стены, которые должны побудить их полностью погрузиться в экспозицию. Подробная информация о произведениях отсутствует, но Маржела исследует те же темы, что и в своей дизайнерской деятельности – тайна, случайность, течение времени, исчезновение. Специалисты находят в них отсылки к работам Мана Рэя, Рене Магритта, Марселя Дюшана, Роберта Раушенберга, Класа Ольденбурга.
Одним из первых экспонатов, который видят посетители, является инсталляция Dust Cover в виде чего-то громоздкого, накрытого пылезащитным чехлом из коричневой искусственной кожи.
В другой секции лабиринта представлена серия из шести скульптур различных оттенков бежевого и коричневого, похожих на деформированные человеческие туловища (Torso Series).
Некоторым могут показаться жуткими похожие на безликие головы произведения в виде силиконовых сфер, покрытых натуральными волосами (Vanitas и Redhead). Первая символизирует суетность жизни, вторая – чувственность. Парики и пряди волос постоянно появлялись в коллекциях Maison Martin Margiela – увлечение этой темой восходит к детству дизайнера, отец которого работал парикмахером.
Основную причину углубленного изучения человеческого тела Маржелой кураторы связывают с современными стандартами красоты, навязанными индустрией потребления.
Финальное впечатление от выставки должна произвести видеоработа, на которой запечатлена маниакально смеющаяся женщина, лицо которой полностью скрыто волосами.
Выставка в Сеуле продлится до 26 марта. Ознакомиться с дополнительной информацией о ней можно онлайн.