2 июля лондонский Музей Виктории и Альберта открывает первую в своей 170-летней истории выставку, посвященную африканской моде. Экспозиция «Мода Африки» включает более 250 работ дизайнеров, стилистов, фотографов и режиссеров, представляющих 25 из 54 независимых стран второго по величине мирового континента.
Выставку, которая готовилась два года, также можно рассматривать как часть большого проекта, направленного на признание колониального прошлого Великобритании и привнесение в музей более широкого диапазона мнений. Руководство институции считает, что постоянная экспозиция самого большого в Европе музея декоративно-прикладного искусства не совсем соответствует современным запросам общества.
В пространстве 40 галерей рассказывается история африканского портняжного искусства.
Первый этаж посвящен одежде, текстилю, архивным эскизам, фото- и видеодокументам, охватывающим период радикальной политической и социальной перестройки со второй половины 1950-х по 1994 год. Среди экспонатов снимки премьер-министра Ганы Кваме Нкрума, в 1957 году выбравшего наряд из сотканной вручную ткани кенте для объявления о независимости своей страны от британского правления; фотографии участников основанного в Нигерии в 1961 году центра культурной деятельности «Клуб Мбари», самыми известными членами которого являлись писатели Чинуа Ачебе и Воле Шойинка; обложка альбома Beasts of No Nation нигерийского мультиинструменталиста Фелы Кути, отражающая всеобщее чувство недовольства политикой; а также студийные портреты авторства популярных фотохудожников 1960–1970-х.
Большое внимание уделено вопросу важности изготовления и ношения традиционной одежды – помимо ганской кенте, представлены малийская боголанфини, окрашенная ферментированной глиной; нигерийский батик адире с традиционными белыми или светло-голубыми узорами; распространенная повсеместно анкара с ярким восковым принтом; а также памятная ткань, изготовленная по случаю освобождения Нельсона Манделы из южноафриканской тюрьмы.
Здесь же исследуется работа первого поколения африканских дизайнеров, большая часть которых мало известна за пределами континента. Среди них – «анфан террибль ганской моды» Кофи Анса (Kofi Ansah), в последний год жизни создавший наряды для свадьбы британского архитектора Дэвида Аджайе; нигериец Альфади (Alphadi), дополнявший вечерние наряды металлическими украшениями амулетами туарегов; марокканский дизайнер-новатор Наима Беннис (Naima Bennis); Фолашейд (Шейд) Томас-Фам (Shade Thomas-Fahm), чьи повседневные наряды пользовались большой популярностью у нигерийских женщин в 1970-х.
На втором этаже представлены образы, созданные современными американскими дизайнерами.
В посвященном минимализму зале экспонируется мужской костюм от дизайнеров модного дома Moshions, вдохновленный церемониальным одеянием руандийских королевских особ. Элементы драпировки в нем отсылают к традиционному поясу умвитеро, перекинутому через плечо, а бисерная вышивка – к имигонго, многоцветным рельефным картинам с геометрическими или спиральными узорами.
В другом – вдохновленный традиционным западноафриканским маскарадным костюмом ансамбль из коллекции «Боги дикости» дизайнера Бубу Огиси (IAMISIGO).
В следующих – соответствующие эстетике афрофутуризма предметы одежды авторства сенегальского художника Сэлли Рэби Кейна (Selly Raby Kane) и образ от Тэбе Магугу (Thebe Magugu), уроженца ЮАР, в 2019 году ставшего лауреатом LVMH Prize. Коллекция «Алхимия», в рамках которой он был представлен, создавалась в соавторстве с народным целителем.
Отдельные залы выделены под аксессуары и украшения – современные африканские мастера продолжают наделять их свойствами амулетов и талисманов.
Ознакомиться с дополнительной информацией об экспозиции «Мода Африки» можно на официальном сайте Музея Виктории и Альберта.